Плати или отдай

Плати или отдай

Борьба со злостными неплательщиками штрафов обостряется: согласно заявлению руководства МВД, к нарушителям будут применяться самые жесткие меры, вплоть до изъятия «орудия преступления» — автомобиля. В законодательных нюансах такого подхода разбирался Владимир ШЛЯХОВОЙ.

Несмотря на то, что за 9 месяцев текущего года украинская ГАИ выявила более 5 млн. нарушений ПДД, бюджет не получил предполагаемого финансового вливания: из 1,26 млрд грн. штрафов, выписанных водителям, те уплатили лишь 54% от этой суммы. Как добиться повышения «отдачи» — настоящая головная боль для ГАИ, готовой идти на самые крайние меры.

Еще не повод

Спору нет, штрафы конечно же платить нужно. Во всяком случае, если они заслуженные. А незаслуженные нужно обжаловать. Правда, у нас никто не застрахован от заочного присуждения штрафов, что в настоящий момент противозаконно в принципе по целому ряду причин.

Во-первых, в Украине до сих пор не имеется ни одного прибора, способного фиксировать нарушения Правил в автоматическом режиме (а именно такая фиксация позволяет составлять постановления о наложении штрафа без участия водителя). Во-вторых, задача ГАИ не фиксировать правонарушения, а немедленно их пресекать. В-третьих, согласно ст. 268 КоАП, дело об административном правонарушении должно рассматриваться в присутствии лица, которое привлекается к административной ответственности. А значит, водитель изначально должен знать о том, что ему назначен штраф, и какой именно. То есть, если дело в нарушение ст. 268 КоАП рассматривалось без водителя, одно это уже является основанием для его обжалования в суде с последующей отменой постановления о наложении штрафа.

Где вы были?

Более того, у нас обычно не очень спешат с рассылкой так называемых «писем счастья», хотя ст. 258 КоАП предусматривает, что копии постановления по делу об административном правонарушении посылаются лицу, которое привлекается к административной ответственности, в течение трех дней со дня вынесения такого постановления. Но данный срок, как правило, не соблюдается, а поэтому постановление о наложении штрафа, вынесенное заочно, нередко приходит к «нарушителю» через 2–3 месяца после даты якобы совершенного им нарушения. А подавляющему большинству водителей не так-то просто вспомнить, где именно они ехали несколько месяцев назад, особенно, если при этом виден только номерной знак автомобиля.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Какой штраф ждет водителя за разговоры по телефону за рулем

Поэтому многие водители, прочитав в том же самом постановлении, что им отводится на обжалование 10 дней с момента его вынесения, считают, что данный срок безвозвратно пропущен и безропотно платят штраф, чтобы не платить потом его в двойном размере, либо просто игнорируют данный документ.

Сроки позволяют

Но на самом деле, в соответствии со ст. 307 КоАП, штраф должен быть оплачен нарушителем не позднее, чем через пятнадцать дней со дня вручения ему постановления о наложении штрафа, а в случае его обжалования – не позднее, чем через пятнадцать дней со дня получения сообщения об оставлении жалобы без удовлетворения.

Да и та же ст. 289 КоАП предусматривает, что в случае пропуска срока обжалования по уважительным причинам (а пребывание в неведении относительно самого факта существования постановления о наложении штрафа именно таким фактом и является), данный срок может быть возобновлен органом (должностным лицом), правомочным рассматривать жалобу.

До погашения!

Таким образом, очевидно существование в Украине целой когорты «злостных неплательщиков», являющихся таковыми несознательно, по причине банального незнания о собственных ошибках. Хотя конечно же есть и явные нарушители, принципиально не платящие заслуженные штрафы. Бороться с обоими видами провинившихся предлагается одинаково: согласно заявлению министра внутренних дел Украины Юрия Луценко, у тех нарушителей, на которых «висит» десять и более штрафов, в счет погашения долга будут забирать автомобиль. Кто и как это собирается делать? По информации ДГАИ, этим займутся представители государственной исполнительной службы, но могут быть задействованы и работники ГАИ. А изъятые автомобили будут храниться на штрафплощадках до полного погашения владельцем имеющейся задолженности.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Обязан ли водитель передавать документы инспектору

Насколько законно подобное ноу-хау? Начнем с ГАИ. Увы, ни Закон «О милиции», ни Положение «О ГАИ» не только не обязывают милицию к таким действиям, но и не дают ей на это права. Ничего там не сказано и о взаимодействии ГАИ с исполнительной службой. А всевозможные «уточняющие» приказы МВД являются обычной самодеятельностью — ведь в соответствии со ст. 19 Конституции Украины, органы государственной власти и их должностные лица обязаны действовать только в пределах полномочий и способом, предусмотренными законом.

Право на выбор

Кстати, напомним, что Закон «О милиции» (п. 21 статьи 11) дает работникам милиции право останавливать транспортные средства только в трех случаях: при нарушении Правил дорожного движения: при наличии признаков, свидетельствующих о технической неисправности транспортного средства или загрязнения им окружающей среды; а также при наличии данных о том, что оно используется с противоправной целью. А остановки для «проверок документов», «отработок» и «операций», в том числе и по изъятию автомобилей, являются противозаконными. Тем более, не имеют права останавливать автомобили сотрудники исполнительной службы.

Но даже если бы вдруг закон позволил ГАИ работать совместно с государственными исполнителями, это все равно ровным счетом ничего бы не изменило. Ведь государственные исполнители — не разбойники с большой дороги и забирать машины просто так не имеют права. Прежде всего, в соответствии со ст. 30 Закона «Об исполнительном производстве», должнику должен быть предоставлен срок для добровольного погашения штрафа. Но перед этим государственный исполнитель должен убедиться, что соответствующее постановление об открытии исполнительного производства вовремя вручено должнику. Подтверждением чего может быть только его собственноручная роспись в получении.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Как не платить чужие штрафы, если «продал» автомобиль по доверенности

При этом ст. 50 того же Закона «Об исполнительном производстве» предусматривает, что взыскание по исполнительным документам в первую очередь обращается на деньги должника, хранящиеся в банках. И только при отсутствии у должника средств, достаточных для погашения взыскания, оно обращается на другое имущество должника. При этом должник имеет право самостоятельно определить, на какое именно его имущество следует обратить взыскание в первую очередь. А сразу изымать имущество, тем более, автомобиль, да еще прямо на дороге вместе с сотрудниками ГАИ, это явный произвол, который однозначно должен быть обжалован в суде.

Только по закону

Правда, в подобных случаях автомобиль вряд ли конфискуют. Но его изъятие могут использовать для элементарного шантажа, вынуждая водителя оплатить штраф даже в том случае, если он подал апелляцию. Причем, водителю создадут при этом целый «букет» проблем: напугают перспективой лишиться автомобиля; обяжут оплатить штраф в двойном размере; потребуют оплатить стоянку незаконно изъятого автомобиля на штрафплощадке; и, в любом случае, на определенное время сделают водителя «безлошадным».

Чтобы противостоять подобным противоправным посягательствам, даже в случае оплаты штрафа потерпевшие должны обжаловать незаконные действия работников ГАИ в прокуратуру, с просьбой дать оценку того, превышены ли соответствующими должностными лицами их полномочия и имеется ли в их действиях состав преступления. А в случае положительного ответа – обязательно просить о возбуждении уголовного дела. Ведь главное – бороться за свои права законными методами.