Поворот на красный могут разрешить

Поворот на красный

Народные депутаты Андрей Шинькович и Александр Герега внесли на рассмотрение парламента законопроект, которым предлагается разрешить поворот на красный сигнал светофора вне зависимости от того, есть ли рядом с ним зеленая стрелка. Разбираемся, отку­да ноги растут и чем это может обернуться.

Мотивы внесения изменений в Закон «О дорожном движении», разрешающих поворот направо и налево при красном сигнале светофора, даже если отсутствует зеленая стрелка, выглядят вполне благородно. По мнению авторов документа, принятие законопроекта будет способствовать экономии времени и топлива водителей, сокращению расходов бюджетных средств путем исключения необходимости установки табличек на светофорах, сохранению экологии через минимизацию вредных выбросов в атмосферу и обеспечит уменьшение количества пробок на перекрестках и разгрузку транспортных потоков.

Что предлагают

Не спешите фантазировать и возмущаться, мол, на дорогах и без того сумасшедший дом, а если еще и на красный без разбора поворачивать станут, так и вовсе конец света наступит. Давайте для начала внимательно прочитаем, что написано в предлагаемом законопроекте.

«При включенном красном сигнале светофора водителю разрешается осуществить поворот направо с крайней правой полосы движения при условии, что он не создаст помех транспортным средствам и пешеходам, движущимся с других направлений.

При включенном красном сигнале светофора водителю разрешается при выезде с дороги с односторонним движением осуществить поворот налево из крайней левой полосы движения при условии, что на перекрестной дороге также организовано одностороннее движение транспортных средств».

Важно отметить, что оба положения не применяются в случаях, когда поворот направо или налево на красный свет противоречит дорожным знакам или дорожной разметке.

Чем объясняют

Депутаты Шинькович и Герега, естественно, не первооткрыватели и не изобретатели велосипеда. Они лишь предложили внедрить в Украине то, что давно работает в некоторых развитых странах. В пояснительной запи­ске к законопроекту детально описано, где и когда внедрялось правило поворота на красный. Позволим себе процитировать фрагмент этого документа.

В Украине после удачного эксперимента, проведенного ГАИ в 2000-х годах в крупнейших городах страны, в Правила дорожного движения были внесены изменения, позволившие водителям транспортных средств осуществлять поворот направо на кра­сный свет в направлении стрелки зеленого цвета на табличке, установленной на уровне красного сигнала светофора с вертикальным располо­жением сигналов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Электронный полис ОСАГО внести в ПДД

Белая табличка со стрелкой устанавливается для разгрузки транспортных потоков в случае интенсивного городского движения на перекрестках и не обязывает водителя поворачивать в направлении стрелки с красного сигнала светофора.

Однако опыт развитых стран позволяет сделать вывод, что целесообразным является введение единых для всего государства правил, позволяющих водителям осуществлять в ряде случаев такой маневр не только при наличии специальной зеленой стрелки.

Так, в Северной Америке, за некоторыми исключениями, водителю разрешается повернуть направо при запрещающем сигнале светофора после полной остановки и при условии, что этот маневр можно выполнить безопасно. Right turn on red действует в западных штатах США более 50 лет, тогда как восточные штаты приняли его в 1970-е для экономии горючего. Все 50 штатов, в том числе Вашингтон, Гуам и Пуэрто-Рико, разрешили поворот направо при включенном красном сигнале светофора с 1 января 1980 года, кроме случаев, когда данный маневр явно запрещен. Это может быть надпись «Поворот на красный запрещен» (англ. No Turn On Red) (реже «Поворот направо на красный запрещен» (англ. No Right On Red)) вместе со знаком «Запрещен поворот направо» и словами «На красный» (англ. On Red) или красная стрелка. В 1992 году поворот направо на красный сигнал светофора был закреплен в федеральном законе США.

Кроме того, в 37 штатах США и Пуэрто-Рико разрешен поворот налево при включенном красном сигнале светофора при условии, что дорога, с которой выезжает транспортное средство, и дорога, на которую оно въезжает, – обе с односторонним движением. Пять штатов, а именно Аляска, Айдахо, Мичиган, Орегон и Вашингтон, разрешают левый поворот на красный даже с дороги с двусторонним движением.

Большинство стран Карибских ост­ровов с правосторонним движением, например Доминиканская Республика, разрешают правый поворот при включенном красном сигнале светофора, кроме случаев, когда знак явно запрещает это.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Электронный полис ОСАГО внести в ПДД

В Канаде поворот направо на красный свет разрешен после полной остановки транспортных средств во всех местах, где это явно не запрещено знаком. Также в стране разрешен и левый поворот на красный сигнал светофора при выезде с одной дороги с односторонним движением на другую, на которой также организовано одностороннее движение транспортных средств, за исключением некоторых областей в Квебеке, Нью-Брансуика и острова Принца Эдуарда.

И в Китае, и на Тайване поворот направо на красный свет разрешен, если это не создает помех для транспорта, который движется по пересекаемой дороге.

В Южной Корее поворот направо на красный сигнал разрешен в большинстве ситуаций, но водитель обязан полностью остановиться перед осуществлением маневра.
Поворот налево на красный с двусторонней дороги на дорогу с односторонним движением разрешен в Британской Колумбии, но необходимо пропустить пешеходов и транспортные средства, движущиеся по пересекаемой дороге.

При этом стоит отметить, что положительный опыт многих стран мира (Германия, Канада, США, Южная Корея) показал, что негативных эффектов от таких маневров нет. Напротив, наблюдаются ощутимые положительные сдвиги в сторону увеличения плотности транспортного потока.

Юристы, с которыми нам удалось пообщаться по поводу предлагаемых изменений, сходятся во мнении, что серьезного влияния на дорожную обстановку или экономию бюджетных средств законопроект, если его примут, иметь не будет. В Украине действительно много перекрестков, где нет большого смысла стоять под красным сигналом светофора и где можно безопасно повернуть направо или налево, но в этих местах и без того давным-давно установлены зеленые стрелки. А там, где их нет и где поворот на красный может быть опасным, придется ставить запрещающие знаки, что не только не приведет к экономии, но и потребует дополнительных расходов. Поэтому, если изменения в Закон «О дорожном движении» все-таки внесут, это будет скорее формальное приведение ПДД в соответствие с международными стандартами.