Право путешествовать

Забыть об автомобиле на время отдыха за рубежом под силу не каждому. И не надо этого делать! Ведь можно отправиться в турне на своей машине, можно взять автомобиль напрокат уже на месте. Конечно, если у вас на это достаточно прав

Путешествовать на машине по всему миру – мечта многих людей. Однако даже если такое желание совпадает с возможностью, во многих случаях высока вероятность того, что человек столкнется с рядом тех или иных бюрократических процедур, которые существуют в разных странах или с банальным их незнанием. Конечно, за один раз ответить на вопрос «А как там у них?» не получится. Поэтому в данной статье мы исследуем ту основу, которая касается непосредственно права находиться за рулем в других государствах. Речь идет о праве управления автомобилем.
Данная тема уже неоднократно исследовалась, однако именно поэтому она обросла клубком мифов и заблуждений. Так что нелишним будет заострить внимание на отдельных моментах, знание которых позволит беспрепятственно путешествовать с комфортом, ни от кого при этом не завися.

Виды водительских удостоверений

Мы знаем два вида водительских удостоверений: национальные и международные.
Исходя из самого названия, можно сделать вывод, что национальное удостоверение предоставляет право управления автомобилем на территории Украины, а международное – на территории других стран.
На самом деле это не совсем так. Основным документом, регламентирующим международное дорожное движение, является Венская конвенция о дорожном движении от 08.11.1968 г.

Согласно указанной Конвенции страны-участники соглашаются признавать любое национальное водительское удостоверение, составленное на их национальном языке или на одном из их национальных языков, либо, если оно не составлено на таком языке, сопровождаемое заверенным переводом.

Итак, все страны страны-участники Венской конвенции, в которую входит большинство стран Европы, обязаны признавать национальные водительские удостоверения.
Вместе с тем условие о признании таковых на практике ограничивается следующим. Еще в 2004 году были приняты поправки к Венской конвенции, которыми изменены требования к оформлению национального водительского удостоверения. При этом для всех стран-участниц было отведено пять переходных лет со дня вступления в силу новых норм для адаптации к ним.

На практике на нашей стороне границы больше в чести документы на автомобиль: не находится ли машина в кредите, не наложен ли на нее арест. Какое у вас водительское удостоверение – это ваши проблемы

В частности, с тех пор в удостоверении в обязательном порядке указываются перечисленные ниже сведения: фамилия; имя, другие имена; дата и место рождения; дата выдачи удостоверения; дата истечения срока действия удостоверения; наименование или печать органа, выдавшего удостоверение; номер удостоверения; фотография владельца; подпись владельца; категории (подкатегории) транспортных средств, на которые распространяется действие удостоверения.

В Украине же все водительские удостоверения, которые выдавались до 2011 года, не содержали графы «действительны до», поэтому при их использовании за границей могут возникать проблемы. Это следует учитывать, и, возможно, при поездке за границу есть смысл поменять удостоверение на такое же, только нового образца (но отметим, что при поездках по Европе пока о реальных проблемах с такими удостоверениями нам ничего не известно).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Автоматическая фиксация нарушений ПДД в вопросах и ответах

В целом же те права, которые выдаются сегодня в нашей стране, в полной мере соответствуют международным стандартам, а значит, их, без сомнения, можно использовать даже при отсутствии международного водительского удостоверения.
Возникает резонный вопрос: для чего же тогда оформлять международное водительское удостоверение? Волокита с документами необходима только в том случае, если вы собираетесь за рубежом брать автомобиль в аренду. Иногда некоторые европейские прокаты не признают украинские права национального образца и отказываются выдавать машину. Это связано с тем, что в украинских правах не вся информация переведена на латиницу, а также отсутствуют такие данные, как адрес проживания, рост и цвет глаз владельца. Хотя на самом деле такие случаи отказов скорее исключение из правил.

Кроме того, следует иметь в виду, что в мире не все страны являются участниками Венской конвенции 1968 года, и в таких случаях они руководствуются более ранним документом – Женевской конвенцией о дорожном движении 1949 года.То есть, отправляясь в ту или иную страну, нужно выяснить, будет ли действовать на ее территории национальное удостоверение, если нет – то является ли данная страна участницей Женевской конвенции. Отметим, что при необходимости вождения на территории стран, подписавших только Женевскую конвенцию о дорожном движении в 1949 году, обязательно нужно будет иметь при себе международное водительское удостоверение.

Если сотруднику полиции где-то в Европе не понравились ваши права, «договориться» будет сложно. Лучше решить все заранее, дома

Вместе с тем следует понимать, что международное водительское удостоверение, хотя и называется таковым, не дает вам права водить машину по всему миру. Почему? Как уже можно было понять, все страны условно можно разделить на три группы: страны, подписавшие Венскую конвенцию о дорожном движении 1968 года; страны, подписавшие Женевскую конвенцию о дорожном движении 1949 года; страны, не подписавшие ни ту ни другую конвенции. Так вот, в странах, которые не являются участниками любой названной выше конвенции, ваши международные и национальные права могут оказаться недействительными. Поэтому об этом необходимо знать заранее, изучая информацию о конкретной стране. В большинстве же случаев управлять транспортным средством в таких странах можно при условии сдачи соответствующих экзаменов и получении местных прав; после получения специального разрешения в уполномоченном органе, представив национальные водительские права; при использовании национальных прав совместно с заверенным переводом. Есть и другие варианты, но все это необходимо выяснять для каждой конкретной страны.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  В Германии ужесточили наказание за нарушение ПДД

Другие документы для поездки за рубеж

Каждый, кто впервые выезжает на автомобиле за пределы страны, должен знать, какие документы на транспортное средство нужно иметь, чтобы на той же границе его не завернули обратно.

Опять же в данном случае все зависит от того, является ли та или иная страна подписантом международных конвенций о дорожном движении. Поскольку Венская конвенция является наиболее распространенной, мы будем обсуждать данный вопрос именно в ее контексте.

Итак, исходя из норм Венской конвенции и отечественного законодательства, на автомобиль, покидающий пределы нашей страны, для свободного управления им за границей должна быть вся необходимая регистрационная документация, в которую входят:

1. Свидетельство о регистрации. Положения настоящей Конвенции применяются к автомобилям, находящимся в международном движении, и к прицепам, иным, чем сцепленный с автомобилем легкий прицеп, которые зарегистрированы одной из договаривающихся сторон или одним из ее территориальных подразделений, причем водитель автомобиля должен иметь свидетельство о регистрации, выданное в подтверждение факта регистрации либо соответствующим компетентным органом этой договаривающейся стороны или ее территориальным подразделением, либо от имени договаривающейся стороны или ее территориального подразделения уполномоченным ею на то объединением.
На транспортное средство с полуприцепом, находящееся в международном движении в нерасцепленном состоянии, распространяются положения настоящей Конвенции, даже если тягач и полуприцеп зарегистрированы вместе и имеют только одно свидетельство о регистрации.
2. Опознавательный знак автомобиля. На каждом автомобиле и на каждом прицепе, находящихся в международном движении, должны быть следующие опознавательные знаки:
а) для автомобилей: название или марка завода-изготовителя транспортного средства; на шасси или (при отсутствии его) на кузове автомобиля заводской номер или серийный номер завода-изготовителя; на двигателе – заводской номер двигателя, если такой номер обозначается заводом-изготовителем;
б) для прицепов – обозначения, указанные выше (кроме номера двигателя).
3. Удостоверение водителя. О нем мы уже говорили.
4. Страхование «Зеленая карта». Водитель транспортного средства перед выездом за границу обязательно должен приобрести страхование гражданско-правовой ответственности – «Зеленую карту». «Зеленая карта» – это страховой полис (сертификат) единой формы, введен в начале 1950-х годов, действует в большинстве стран Европы, а также в некоторых странах Азии и Африки.
5. Документы для отдельных случаев. Например, если вы не имеете права собственности на транспортное средство, тогда на основании заявления собственника или документов, подтверждающих право пользования и распоряжения (нотариально удостоверенную доверенность или договор аренды), необходимо будет оформить свидетельство о регистрации транспортного средства для разовой поездки за границу. Свидетельство о регистрации владельца и документы, подтверждающие право пользования и распоряжения в это время сохраняются в соответствующих сервисных центрах МВД. По возвращении из-за границы свидетельство о регистрации, выданное на время поездки, необходимо вернуть в сервисный центр МВД не позднее чем в течение 10 дней.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  В деле о законности TruCAM появились новые подробности

Если автомобиль куплен в кредит и он не выплачен полностью, желательно взять в банке справку, в которой указывается информация о том, что финансовое учреждение не возражает против вашей поездки за границу на этом автомобиле.
Важно знать, что автомобиль, который находится под временным запретом снятия с учета, к поездкам в другие страны не допускается.

Список стран, присоединившихся к Венской конвенции 1968 года:

Австрия, Азербайджан, Армения, Багамы, Бахрейн, Беларусь, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Бразилия, Великобритания, Венгрия, Венесуэла, Гайана, Гана, Германия, Греция, Грузия, Дания, Заир, Зимбабве, Израиль, Индонезия, Иран, Испания, Италия, Казахстан, Киргизия, Коста-Рика, Кот-д’Ивуар, Куба, Кувейт, Латвия, Литва, Люксембург, Македония, Марокко, Мексика, Монако, Нидерланды, Нигер, Норвегия, ОАЭ, Пакистан, Польша, Португалия, Республика Корея, Республика Молдавия, СССР (Российская Федерация), Румыния, Сан-Марино, Сейшелы, Сенегал, Словакия, Словения, Таджикистан, Таиланд, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Уругвай, Филиппины, Финляндия, Франция, Хорватия, ЦАР, Чехия, Чили, Швейцария, Швеция, Эквадор, Эстония, ЮАР, Югославия.

Список стран, подписавших только Женевскую конвенцию о дорожном движении 1949 года:

Австралия, Албания, Алжир, Андорра, Аргентина, Бангладеш, Белиз, Бенин, Ботсвана, Ватикан, Гаити, Гамбия, Гватемала, Гибралтар, Гонконг, Гренада, Доминиканская Республика, Египет, Западное Самоа, Индия, Иордания, Ирландия, Исландия, Камбоджа, Канада, Кипр, Китай, Конго, Лаос, Лесото, Ливан, Мавритания, Мадагаскар, Малави, Малайзия, Мали, Мальта, Намибия, Новая Зеландия, Новая Каледония, Папуа – Новая Гвинея, Парагвай, Перу, Руанда, Сан-Люция, Свазиленд, Сент-Винсент и Гренадины, Сингапур, Сирия, США, Сьерра-Леоне, Тайвань, Танзания, Того, Тринидад и Тобаго, Тунис, Турция, Уганда, Фиджи, Французская Полинезия, Ямайка, Япония.