Проверка на трезвость. Как это работает?

Проверка на трезвость

В минувшем году ГАИ наконец-то получила на вооружение 750 алкотестеров, призванных существенно сократить время на освидетельствование водителей и уменьшить число связанных с этим недоразумений. С тем, как данные приборы используются в работе, знакомился Владимир ШЛЯХОВОЙ.

Конечно, 750 алкотес­теров — это совсем немного. В среднем по одному на район. Но наличие даже такого их количества уже приносит свои плоды. Один такой прибор, Drager 6810, трудится в отделении ГАИ по обслуживанию Белоцерковского района Киевщины. Всего здесь служат 18 инспекторов ГАИ, на которых в общей сложности приходится без малого тысяча километров различных дорог. При этом в задачи данного подразделения входит не только патрулирование всего района, но и оформление происходящих на его территории ДТП. Учитывая же сменный график работы, отпуска, выходные и больничные, одновременно на дежурство обычно заступают 3–4, максимум 5 экипажей. При этом в выходные и праздничные дни возрастает число ночных дежурств, так как именно тогда попадается больше нетрезвых и скандальных водителей.

Не отходя от кассы

Наибольший «улов» по нетрезвым водителям приходится на вечер пятницы и утро понедельника. В пятницу многие начинают отмечать конец рабочей недели, а когда спиртное заканчивается, садятся за руль, желая раздобыть его как можно скорее. В понедельник же утром многие садятся после гулянки за руль, не успев как следует протрезветь. Хорошо, если все завершается благополучно, но нередко нетрезвые водители совершают ДТП, в том числе и с потерпевшими. Ведь все дороги перекрыть невозможно, и кому-то удается проскочить безнаказанно.

Раньше водителей с признаками алкогольного опьянения приходилось доставлять в райцентр, где находятся районная и городская больницы, в которых постоянно дежурят соответствующие специалисты. Понятно, это отнимало немало времени как у самих водителей, не признававших, что они находятся в нетрезвом состоянии, так и у работников ГАИ, вынужденных не только зря жечь бензин, доставляя водителей нередко за многие десятки километров, но и отрываться от своей основной работы. И ладно бы, если все доставленные в больницу оказывались действительно нетрезвыми, но на самом деле подозрение нередко падает и на ни в чем неповинных водителей.

Ведь в инструкции по выявлению у водителей признаков опьянения, утвержденной совместным приказом МВД и Минздрава, приведен достаточно широкий перечень определенных признаков опьянения. Они включают не только «запашок», но и нарушение координации движений, расстройство речи, дрожание пальцев рук, резкое изменение цвета лица, а также неадекватное поведение. Не секрет, что большинство этих признаков (за исключением запаха, конечно) могут присутствовать и у совершенно трезвых водителей, например, от волнения при встрече с инспектором ГАИ. И здесь очень может помочь алкотестер, позволяющий освидетельствовать водителей прямо на месте. Теперь в случае выявления водителя с признаками алкогольного опьянения, инспекторы ГАИ могут освидетельствовать его самостоятельно, при двух понятых.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  "Права в смартфоне" становятся официальными. Что нужно знать?

Как это работает

Для того чтобы посмотреть, как алкотестер используется в деле, мы отправились на ночное дежурство с двумя опытными инспекторами ГАИ, младшим лейтенантом Сергеем Дровалем и прапорщиком Олегом Костюком, каждый из которых прослужил в милиции уже по полтора десятка лет.

Поскольку алкотестер в данном подразделении ГАИ пока имеется только один, он выдается наряду, который заступает на суточное дежурство и занимается оформлением ДТП. А когда сдающая дежурство смена передает данный прибор следующему экипажу, она проверяет его исправность. Честно говоря, я подумал, что кому-то из инспекторов приходится принять для такой проверки «сто грамм», а потом дыхнуть, но все оказалось гораздо проще. Прибор только включается и проходит самотестирование, а его работоспособность подтверждает надпись «Готов», загорающаяся на его дисплее.

После включения алкотестера и подачи им сигнала о готовности, остается только присо­единить к прибору новый мундштук, в который должен дуть тестируемый водитель. Продувка проводится около четырех секунд, до тех пор, пока алкотестер не издаст щелчок. А затем, проанализировав в течение еще нескольких секунд содержание паров алкоголя в выдыхаемом воздухе, алкотестер выводит зафиксированное значение на дисплей. Если показания составляют 0,2 промилле и меньше, водитель считается трезвым и отправляется дальше без составления протокола, даже если от него исходит запах спиртного. Ну, а если 0,21 промилле и больше, на него составляется протокол. Соответственно, проводится распечатка зафиксированных данных при помощи портативного принтера, входящего в комплект прибора. При этом, чтобы соединить алкотестер и принтер, достаточно поднести их один к другому, и передача данных произойдет по радиоканалу. Распечатка выдается в виде чека, на котором указывается модель и серийный номер алкотестера; серийный номер принтера; порядковый номер теста (который сохраняется в памяти прибора); дата последней калибровки; дата и время «задувки» водителя; температура воздуха и зафиксированный результат. Кроме того, на распечатке имеются свободные графы, в которые от руки вписывается место проведения теста, фамилия, имя и отчество инспектора, проводящего проверку, и проверяемого водителя, а также дата рождения последнего, после чего распечатка подписывается ими и двумя присутствовавшими во время освидетельствования понятыми. При этом результаты всех измерений сохраняются в памяти алкотестера.

Водитель при этом отстраняется от управления транспортным средством, а вызванный эвакуатор забирает его автомобиль на штрафплощадку. К алкотестеру водители относятся по-разному. Большая часть соглашается с его показаниями, но некоторые пытаются их оспорить. И если водитель не согласен, он имеет право пройти освидетельствование в медучреждении, где врач, который проверяет доставленного водителя с помощью такого же алкотестера, дает свое заключение, трезв тот или нет. В последнем случае составляется протокол за нарушение, предусмотренное ст. 130 Админкодекса. Аналогичный протокол составляется и в том случае, если водитель отказывается от освидетельствования.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  В 2020-м ответственность за "пьяное" вождение станет уголовной

Не поломать бы!

Понятно, что водители попадаются с различной степенью опьянения, да и ведут себя они по-разному. Буквально за несколько дней до этого навстречу экипажу Сергея Дроваля и Олега Костюка проехали «Жигули», которые то и дело «хватали» обочину. Когда эту машину остановили, оказалось, что водитель, что называется, лыка не вяжет, и вообще еле стоит на ногах. А в машине с ним жена и два друга в таком же состоянии. От освидетельствования водитель отказался, признав, что он находится в нетрезвом состоянии, что и было зафиксировано в протоколе в присутствии понятых. Права у него изъяли, а машину отправили на штрафплощадку.

В другой раз был остановлен водитель, который тоже еле держался на ногах, но утверждал, что он совершенно трезв и требовал доставить его в больницу на освидетельствование, что и было сделано. Врач же, несмотря на все заверения водителя, что он абсолютно трезв, даже побоялся его «задувать», поскольку опасался того, что алкотестер зашкалит и может выйти из строя…

По соседству

Алкотестером пользуется не только тот экипаж, который им экипирован, но и патрули, работающие неподалеку. Зачастую, задержав водителя по подозрению в управлении транспортным средством в нетрезвом состоянии, его намного проще доставить не в медучреждение, а к машине, в которой находится алкотес­тер. Так произошло и в этот раз.

Один из патрулей обратил внимание на «Мос­квич», характер движения которого вызвал подозрение, что его водитель находится в нетрезвом состоянии. А запах алкоголя, исходивший от водителя данного автомобиля Н., это подозрение подтвердил. Чтобы не накручивать километры по дороге в медицинское учреждение, водителя доставили к экипажу, дежурившему с алкотестером и находившемуся поблизости. Задержанному было предложено подуть в алкотестер, который показал 0,39 промилле — почти вдвое больше разрешенного сейчас в Украине предела для водителей.

В результате была сделана соответствующая распечатка, и на основании показаний алкотестера в присутствии водителя и понятых был составлен административный протокол по ст. 130 КоАП. Тем не менее свою вину водитель не признал, и ему предложили воспользоваться правом пройти освидетельствование а медучреждении — в районной или в городской больнице, либо в областном психоневрологическом диспансере, расположенном в Глевахе. Но на основании показаний алкотестера он был отстранен от управления автомобилем.

Нельзя не отметить, что в среднем по району ежедневно «задувают» двух водителей, один из которых оказывается в нетрезвом состоянии. Но говорить о том, что нам «повезло», я бы не стал. Было бы гораздо лучше, если бы у инспекторов ГАИ вообще не возникало поводов использовать алкотестер.