Техосмотр еще никто не отменял!

Техосмотр еще никто не отменял!

Благодаря шумихе, поднявшейся в последнее время вокруг техосмотра, многие водители и автовладельцы пришли к выводу, что техосмотр в Украине уже отменили. Но на самом деле это совсем не так. Подробности знает Владимир ШЛЯХОВОЙ.

Прежде всего следует отметить, что законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об устранении избыточного государственного регулирования в сфере автомобильных перевозок», принятый 31 мая 2011 г. Верховной Радой в первом чтении, достаточно неоднозначен. И в то, что он принесет какое-то облегчение нашим водителям, поверить очень сложно. Ведь, как показывает практика, с каждым очередным «упрощением» жизнь автовладельцев на самом деле становится все сложнее и сложнее. Очень даже вероятно, что так произойдет и на этот раз.

Никто не заметит

Дело в том, что данный законопроект «пакетный» и включает целый ряд изменений в различные законы. У нас же «трубят» только об отмене техосмотра, умалчивая о ряде других «мелочей». Но ведь нельзя не принимать во внимание, что, хотя данный законопроект и был подан в Верховную Раду Президентом, готовили его в милицейском ведомстве, а поэтому там хорошо продумали, как, лишившись одной «кормушки», получить другую, более емкую. При этом расчет справедливо делался на то, что после анонсирования «отмены техосмотра» на остальные изменения никто просто не обратит внимания. А в результате может получиться, что техосмотр сохранится практически в нынешнем виде, тогда как права милиции будут существенно расширены. Данный документ действительно предполагает отмену техосмотра для легковых автомобилей, прицепов к ним и мотоциклов, принадлежащих частным лицам и не используемых в коммерческих целях. Однако есть в нем и ряд негативных моментов.

Проверка на дорогах

То, что кроме отмены техосмотра для «частников» предлагается также отменить обязательность наличия у водителей доверенностей, путевых листов и документов на перевозимый груз, можно только поприветствовать. Зато одновременно с этим намечено существенно расширить перечень причин для остановки, сделав его фактически безграничным, скопировав в Закон «О милиции» положения соответствующего раздела хорошо известного приказа №111. Одни только «операции» и «подозрительный характер движения автомобиля» полностью развяжут руки ГАИ для беспричинных остановок.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Автомобили с ГБО могут обязать проходить проверку каждые два года

Одним словом, если сейчас работники ГАИ, останавливая не нарушивших Правила водителей, действуют явно противозаконно, то в перспективе они смогут делать это на вполне законных основаниях. Во всяком случае на первый взгляд. Ведь подобное «законотворчество» прямо противоречит статье 22 Конституции, которая гласит, что при принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод. Но кто у нас обращает внимание на такие мелочи?

Коллапс отмены

Ведь даже обычно очень грамотные специалисты Главного научно-экспертного управления Верховной Рады «не заметили» данного «ляпа». Зато они полностью раскритиковали все те послабления, которые законопроект предлагает сделать для водителей. Так, согласно их выводу, доля ДТП, вызванных технической неисправностью транспортных средств, на самом деле составляет не 0,3%, а 10–25%; отмена техосмотра может привести к непредсказуемым последствиям при выезде за границу, а также к тому, что на дороги сразу же выедет около полумиллиона неисправных транспортных средств, которые сейчас не проходят ТО; отмена «путевок» осложнит бухгалтерский учет на автопредприятиях и подсчет количества тонно-километров перевезенного груза в государственном масштабе;
а отмена требования наличия у водителя документов на перевозимый груз существенно ограничит возможность контроля за незаконным перемещением товаров. Сказано в данном документе и о том, что при отмене техосмотра бюджет понесет потери, и о том, что потребуется создание новых баз данных, и о том, что одного месяца на вступление соответствующего закона в силу после его подписания будет явно недостаточно. И конечно же в выводе обосновывается необходимость закрепить в законодательном порядке право милиции контролировать техническое состояние транспортных средств…

ТО на дороге

Впрочем, даже если законопроект примут в существующем виде без каких-либо изменений, в ГАИ смогут придумать какую-нибудь постоянно действующую операцию, скажем, «Техосмотр на дороге», и станут ежедневно собирать с водителей мзду за просроченный аспирин в аптечке. Понятно, данная процедура не будет отнимать столько времени, как сейчас, но в то же время ГАИ сможет зарабатывать на этом намного больше, чем ныне.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Министр инфраструктуры обещает вернуть техосмотр в следующем году

Тем более что гашникам в этом подыгрывают и Главное научно-экспертное управление Верховной Рады, и депутаты, которые тоже «не подкачали». Так Тарас Черновол уже успел во всеуслышание заявить в сессионном зале, что его фракция будет настаивать на том, чтобы за ГАИ была сохранена возможность проверки транспортных средств на соответствие надлежащим техническим правилам.

Что же касается перспектив, то сейчас данный законопроект готовится ко второму чтению, к которому депутаты должны внести в него свои поправки. О том, какими будут эти поправки, пока остается только гадать. Но весьма вероятно, что в законопроекте многое может измениться. Так, зная наших депутатов, не будет ничего удивительного, если тот же тех­осмотр сохранится в существующем виде, тогда как число причин для остановки существенно возрастет.

Решать самим

Если данный законопроект примут, как это было обещано, до конца нынешней сессии (до 8 июля), то в лучшем случае он будет опубликован после подписания Президентом в конце августа и вступит в силу только через месяц. Но депутаты могут и не уложиться в этот срок либо отложить вступление закона в силу. Поэтому в лучшем случае закон вступит в силу в сентяб­ре, но не исключено и то, что это произойдет с января следующего года.

Так что вопреки бытующему мнению на сегодняшний день никто не отменял ни техосмотр, ни доверенности, ни путевые листы. И то, что в некоторых областях гаишники сейчас закрывают глаза на просроченные талоны ТО либо на их отсутствие, вовсе не означает, что следует расслабляться. В один прекрасный момент может прозвучать команда, и тогда на тех, кто своевременно не прошел техосмотр, объявят тотальную охоту. Естественно, искусственно создаваемые очереди возрастут еще больше, а талоны ТО станут дефицитом. В результате стоимость получения заветного талончика может возрасти в разы. А поэтому решать вопрос о целесообразности прохождения техосмотра тем, у кого срок действия талона ТО истек, нужно самостоятельно, на свой страх и риск.