В Верховной Раде Украины уже пять месяцев лежит законопроект, предлагающий запретить требование ГАИ регистрировать ГБО. В том, что мешает принятию данного документа, разбирался Владимир ШЛЯХОВОЙ.
В сентябре 2011 года Комитет Верховной Рады по вопросам транспорта и связи рассмотрел законопроект о внесении изменений в Закон «О дорожном движении», касающихся использования альтернативных видов топлива, и принял решение данный документ… отклонить. Такое решение было принято на основании негативного заключения Главного научно-экспертного управления Верховной Рады от 27.05.2011 г. и аналогичного вывода Кабмина от 11.07.2011 г.
Кто заказчик?
Напомним, данный законопроект предлагал дополнить ст. 32 Закона «О дорожном движении» частью такого содержания: «Переоборудование механического транспортного средства, позволяющее использовать в качестве топлива газ, альтернативные виды жидкого и газового топлива, не требует отображения в его регистрационных документах». Тем самым делалась попытка окончательно пресечь требования ГАИ о регистрации ГБО путем замены (а фактически покупки) нового свидетельства о реги-страции.
То сопротивление, которое оказывает ГАИ подобному нововведению, понятно. Ведь главная задача регистрации ГБО вовсе не забота о безопасности, а всего лишь элементарное желание извлечь из карманов автовладельцев дополнительные (и весьма немалые) деньги за саму перерегистрацию транспортного средства, за сопутствующие процедуры и, конечно же, за само сверхдорогое свидетельство.
Но достаточно заглянуть в заключение Главного научно-экспертного управления Верховной Рады, чтобы убедиться, что все без исключения приведенные там аргументы противоречат логике, здравому смыслу и действующему законодательству. А поэтому можно сделать однозначный вывод, что данное заключение пролоббировано. Кем? Вывод напрашивается сам собой.
Нестыковки
Итак, в данном заключении сказано: «установка такого (газобаллонного) оборудования осуществляется специализированными сертифицированными станциями технического обслуживания (СТО), по справкам которых осуществляется регистрация нового оборудования в соответствующих отделах ГАИ». В действительности же ни одним нормативно-правовым актом регистрация в ГАИ установленного ГБО не предусматривается.
Читаем далее: «Реализация предложений законопроекта относительно изменения порядка регистрации установленного оборудования может привести к тому, что установка ГБО будет осуществляться вне пределов СТО несертифицированными специалистами, что не будет способствовать безопасности эксплуатации автотранспорта». Но, во-первых, невозможно изменить то, чего нет: порядка регистрации ГБО в принципе не существует. А во-вторых, на сегодняшний день на любой специализированной СТО можно приобрести справку (сертификат) об установке ГБО за 150–200 грн., установив такое оборудование самостоятельно.
Тем не менее подобная практика не распространена, поскольку подавляющее большинство автовладельцев все равно обращаются за установкой ГБО к специалистам, руководствуясь при этом прежде всего качеством выполненных работ, гарантией на установленное оборудование и, что немаловажно, существенной экономией времени.
Очередная цитата из заключения: «Следует учесть, что не каждое транспортное средство может быть переоборудуемым под ГБО, поскольку при установке газового баллона, выборе места его расположения и т.п. необходимо придерживаться норм пожарной безопасности и использовать качест-венные материалы крепления».
Но, во-первых, ни одно транспортное средство не нуждается в переоборудовании «под ГБО», так же как и установка ГБО не является переоборудованием. Ведь переоборудование, согласно ст. 32 Закона Украины «О дорожном движении», — это изменение типа или марки (модели), назначения или параметров конструкции транспортных средств. А для установки ГБО не нужно изменять ни марку (модель), ни назначение, ни параметры конструкции транспортного средства. Кстати, термин «параметры конструкции транспортного средства» не определен действующим законодательством.
Во-вторых, выбор места расположения газового баллона и материалов крепления не может быть поставлен в зависимость от того, можно устанавливать ГБО на данный автомобиль или нет. По информации производителей ГБО, такое оборудование может быть установлено на любой автомобиль в месте, предусмотренном производителем такого оборудования или производителем автомобиля.
Далее в заключении сказано: «По нашему мнению, с целью стимулирования переоборудования транспортных средств для использования ГБО и других видов альтернативного топлива целесообразно внедрить другой порядок регистрации ГБО, оставив обязательное внесение отметки в техническом паспорте транспортного средства «Установлено ГБО». Как уже отмечалось, невозможно внедрить «другой» порядок регистрации ГБО, поскольку такого порядка не существует, а подобная регистрация проводится исключительно по инициативе ГАИ с целью дополнительных (не предусмотренных законом) поборов с автовладельцев.
Так же невозможно «оставить обязательное внесение отметки в техническом паспорте транспортного средства «Установлено ГБО», поскольку внесение такой отметки также не предусмотрено действующим законодательством. Но несомненно, что данный тезис будет использован для подготовки очередного подзаконного акта о регистрации ГБО, который будет противоречить закону.
Новый налог?
И наконец, последний аргумент заключения: «При этом в законе следует предусмотреть, например, что такая отметка («Установлено ГБО»), а также замена технического паспорта на транспортное средство должны осуществляться органом ГАИ в четко определенный срок, а размер соответствующей платы — устанавливаться на уровне экономически обоснованных расходов на проведение соответствующей регистрации».
Это положение прямым текстом предлагает узаконить инициативу ГАИ по замене свидетельства о регистрации с взысканием сопутствующих платежей при установке ГБО и никоим образом не призвано повлиять на безопасность эксплуатации автотранспорта, ведь справку об установке ГБО при необходимости можно легко приобрести.
Кроме всего прочего, подобные нововведения будут противоречить ст. 22 Конституции Украины, которая предусматривает, что при принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод. Тогда как изменения, предложенные в заключении Главного научно-экспертного управления по данному законопроекту, существенно сужают содержание и объемы таких прав и свобод, поскольку фактически предлагают обложить автовладельцев новым налогом.