Большой мотор – долгая жизнь?

Большой мотор - долгая жизнь?

Гарантирует ли большой мотор надежность, что такое экологический клапан в турбированном дизельном двигателе, допустимо ли смешивать масла с разными показателями? На эти и другие вопросы отвечает начальник отдела оригинального сервиса корпорации «УкрАВТО» Александр Чаленко.

Идут жаркие споры о том, что большой мотор (большого объема) более долговечен и более эффективен, чем моторы малой кубатуры, а весь мир при этом переходит на «малолитражки». Почему так происходит? Мы что, волей производителей автомобилей вынуждены пересаживаться на слабые и недолговечные моторы?

Все проще: «моду» диктует себестоимость. Двигатели внутреннего сгорания с меньшим объемом и весом более дешевы в производстве по сравнению со своими аналогами большего объема. Они же и более экономичны в эксплуатации. Однако номинальные нагрузки на составляющие части таких двигателей естественным образом возрастают, так как составляющие стали меньше, легче и тоньше, а масса автомобиля изменилась в меньшую сторону не намного, да и скоростные режимы возросли. Системы впрыска и управления двигателем могут обеспечить максимально эффективную для горения смесь, что, в свою очередь, увеличивает крутящий момент и мощность… И эти изменения, действующие негативно на износостойкость ДВС, превосходят по силе новые технологии, применяемые в конструкции двигателей и их составляющих, эксплуатационных жидкостях и расходных материалах. В итоге износ становится «моложе», но и те времена, когда автомобиль покупали раз в жизни, на всю семью, прошли.

Что такое так называемый экологический клапан в турбированном дизельном моторе? И какова его функция?

Если я правильно понимаю значение «экологический клапан», то речь идет о клапане системы рециркуляции выхлопных газов ДВС — EGR. Устанавливается такая система не только на ДВС с турбиной, но и на обычные, атмосферные ДВС, если в них используется дизельное топливо. Действительно, она имеет много положительных сторон. Данная система эффективно нейтрализует губительное действие оксидов азота, что способствует уменьшению уровня вредных веществ в выхлопных газах.

Клапан EGR

Принцип работы этой системы заключается в том, что часть выхлопных газов попадает через указанный клапан обратно во впускной коллектор. Выхлопные газы, смешиваясь с воздухом, снижают температуру горения топливной смеси и изменяют химический состав выхлопных газов. В итоге выхлопные газы становятся менее токсичными.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Нужна ли защита картера двигателя?

Любители советуют проверять расход топлива, заливая полный бак, выкатывая его «до последней капли» и замеряя километраж. Но нет ли здесь риска угробить систему впрыска, ведь на дне бака часто остаются всякие осадки?

В данном варианте проверки расхода топлива в автомобиле есть несколько недостатков и рисков. То, о чем вы пишете, существует: бак действительно загрязняется, но риск таким образом угробить систему впрыска преувеличен. Топливо в баке автомобиля во время движения постоянно плещется, и это поднимает со дна все осадки. Кроме того, все вкрапления, находящиеся в осадке, задерживаются топливным фильтром. Так что тут больше риск быстрее засорить топливный фильтр, о чем 99% автолюбителей никогда не узнают. Ведь многие фильтры имеют скрытый корпусом фильтрующий элемент, и увидеть степень загрязнения фильтра невозможно. Что касается уменьшения его пропускной способности, то она компенсируется излишним давлением топлива в системе. В итоге лишнее топливо постоянно отводится по обратному трубопроводу в бак. Конечно, встречается 1% тех «счастливчиков», у которых особо грязный бак, и этой грязи удалось каким-то магическим способом проникнуть в форсунки. Естественно, что форсунки забьются! Но в реальной жизни форсунки чаще забиваются смолистыми отложениями из-за химического состава некачественного топлива и очень редко — механическими частицами.

Есть другой риск — повышенный износ и выход из строя топливного насоса. Дело в том, что топливные насосы охлаждаются благодаря проходящему через них топливу. Если уровень в баке низкий, плескающиеся остатки топлива дают возможность насосу всосать воздух. В этом случае насос будет работать вхолостую и в обязательном порядке перегреваться, а в случае с некоторыми дизельными двигателями и вовсе заполнит систему воздухом, после чего автомобиль можно будет отправлять на СТО.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Как избежать ремонта дизеля?

Но намного ярче будут впечатления от эксперимента, если он закончится пустым баком на трассе среди живописных полей, вдали от АЗС. Тогда, толкая автомобиль под горку пару десятков километров, останется только радоваться чистоте эксперимента и малому расходу.

Допустимо ли смешивать масла с разными показателями (допустим, долить масло с другими характеристиками) в одном автомобиле? Речь идет именно о доливе, а не о полноценной процедуре замены масла.

Масла, как и другие технологические жидкости с различными показателями и от различных производителей, смешивать не рекомендуется. Дело в том, что у масел может быть принципиально разная основа — синтетическая и минеральная. Кроме того, у масел с разными основами разные свойства, и рассчитаны все они на разные типы двигателей. Поэтому масло, подходящее для одного мотора, может быть губительным для другого.

Моторное масло

Предположим, что речь идет даже о двух видах синтетических масел. Но и тогда риск усугубляется использованием разных присадок, которые категорически различаются для различных масел. Ведь у каждого производителя пакет присадок свой. Таким образом, содержащиеся в различных маслах основы и присадки могут непредсказуемо реагировать. В одном случае — нейтрально, будучи идентичными, а в другом — агрессивно, если они совершенно не совместимы. Во втором случае конфликт компонентов может привести к нежелательным последствиям: выпадение нерастворимого осадка, отложения на деталях двигателя, сворачиваемость, избыточное выгорание, вытекание через уплотнители, ухудшение смазывающих способностей и прочее. В случае доливки того же сорта масла риск возникновения указанных неприятностей меньше ровно настолько, насколько меньше объем доливаемого масла в сравнении с объемом масла в двигателе. Так что советуем для доливки масло с параметрами, идентичными тому, которое у вас уже есть, даже если производители этих масел разные.

Свои вопросы эксперту вы можете присылать на адрес avtomir.editor@gmail.com.