Что случилось с колесом и как с этим бороться?

Что случилось с колесом и как с этим бороться?

Прочитав заголовок этой статьи, многие подумают: «Какая разница, что у меня с колесом – поеду в шиномонтаж, там разберутся». Логично, но «разобраться» удается не всегда, к тому же в некоторых случаях автовладелец и не подозревает о существующих проблемах. К чему нужно быть готовым и что делать для того, чтобы ненужных проблем избежать – об этом и поговорим.

Если внимательно изучить инструкцию по эксплуатации любого современного автомобиля, обязательно встретим пункт, обязывающий перед поездкой, помимо прочего, проверить давление в шинах. Конечно, вряд ли кто-то каждое утро будет бегать с манометром вокруг машины. Многие вообще никогда не берут в руки этот прибор, наивно полагая, что потерю давления заметят «на глаз» или по крайней мере на ощупь. На самом деле сделать это удастся лишь у основательно спущенной шины. Визуально не всегда можно распознать даже большую потерю, которая повлияет на износ протектора.

«Давление рекомендуется измерять один раз в три недели. Можно делать это самостоятельно, но лучше заехать на шиномонтаж – профессиональный прибор покажет точные цифры. К тому же, шиномонтажник может увидеть незаметные на первый взгляд повреждения шины. Например, «грыжу» с внутренней стороны, которая может лопнуть при случайном ударе.

Давление во всех шинах должно быть одинаковым. Если нет – какая-то из них пропускает воздух, а это чревато неравномерным износом и восприимчивостью к повреждениям. Но это не обязательно означает, что с самой шиной что-то не так. Если она давно не бортировалась, пропускать воздух может ниппель (его тоже нужно время от времени менять) или же в месте прилегания шины к диску из-за ссохшейся шиномонтажной пасты. В таком случае рекомендуется заново перебортировать колесо», – советует Дмитрий Чемоданов, региональный менеджер по продажам Nokian Tyres.

При несоответствии величины давления норме шины надо подкачать – это понятно. Но что делать, если давление вновь падает через определенное время?

Ищем гвозди

Причину не так сложно выяснить самостоятельно, без визита в сервис. Самая популярная из них – контакт с острым инородным предметом. Если в эпоху шин с камерами гвоздь в протекторе давал о себе знать моментально, то на проколотой бескамерной шине потерю давления сразу не заметишь, особенно если предмет остался в теле шины. Но к постоянному стравливанию воздуха ведет любой прокол.

Не помешает проверить герметичность вентиля – хотя бы традиционным способом, приложив к нему смоченный палец. Шиномонтажники советуют менять вентили раз в год при переобувке, благо новые стоят копейки.

Но далеко не всегда негерметичность очевидна. Достаточно всего-то слегка задеть бордюр при парковке, как закраина стального диска деформируется. Если борт шины неплотно прилегает к диску, потеря давления неминуема. Заметим, деформацию иногда невозможно увидеть невооруженным глазом. Нередко она настолько незначительна, что на неподвижном автомобиле потери воздуха не происходит, зато при движении (а стало быть, появлении дополнительной нагрузки при разгоне, торможении, попадании в ямки) происходит постепенное стравливание. Этот случай как раз один из тех, когда шиномонтажник может и не заметить дефекта. Конечно, и в мастерской можно создать в колесе избыточное давление, погрузить его в ванну целиком, но кто будет этим заниматься, особенно в «горячий» сезон?

Можно ли без проколов?

Увы, исключить вероятность прокола или пореза шины невозможно. Но можно минимизировать эти риски. Производители шин тратят огромные средства на совершенствование конструкции и составов резиновой смеси, чтобы без потери сцепных свойств, управляемости и прочих важных характеристики сделать шины более устойчивыми к разрыву при внешних ударах и наезде на препятствия. Средин наиболее известных и хорошо зарекомендовавших себя решений можно выделить технологию Aramid Sidewall от самого северного производителя шин в мире, финской компании Nokian Tyres. Суть ее в том, что в состав резиновой смеси боковин добавлены ультра-прочное арамидное волокно, которое широко применяется в авиационной и военно-промышленной индустриях.

В свое время технология Nokian Aramid Sidewall стала революцией в шинной отрасли. Впервые она была реализована в зимней шине Nokian Hakkapeliitta 8 SUV, а сейчас усиленные боковины присутствуют почти во всех моделях шин Nokian Tyres для внедорожников и коммерческой техники, поскольку многочисленные тесты и опыт реальной эксплуатации доказали ее эффективность.

Бьет — значит…

Кроме потери давления в шинах, существует и другая группа «колесных» проблем – дисбаланс. Есть мнение, что точная балансировка важна только для передних колес, связанных с рулевым управлением. С точки зрения ощущений водителя это действительно так. Но не следует забывать, что дисбаланс ведет к увеличению нагрузок на многие узлы и детали – элементы подвески, подшипники ступиц… Так что в любом случае при монтаже шин (в том числе после их ремонта) следует проводить балансировку всех колес.

Другое ошибочное предположение гласит: если руль не «бьет», значит, с балансировкой все в порядке. Следует отметить, что заметное биение руля возникает лишь при ощутимом дисбалансе и наиболее отчетливо проявляется на скоростях 80-90 км/ч. В городском режиме это можно и не заметить. Кроме того, как мы уже отмечали, дисбаланс задних колес почувствовать трудно.

Специалисты рекомендуют балансировать колеса перед каждой установкой на автомобиль.

А как быть, если колеса уже собраны и всегда готовы к установке? Раз в год не помешает проверить и их балансировку. Не обязательно делать это при установке в межсезонье, когда в шиномонтаж выстраиваются большие очереди – можно использовать любой другой повод посещения сервиса.

Ни с того ни с сего

Дисбаланс может возникнуть не только при установке шины на диск, но и в процессе эксплуатации. Самая тривиальная причина – утеря балансировочных грузиков. Их крепления часто повреждают при парковке вплотную к бордюру, самоклеящиеся же грузики (такие обычно монтируют на легкосплавные диски) просто отлетают со временем.

Среди прочих возможных вариантов появления дисбаланса – значительный неравномерный износ протектора, нарушение силовой структуры шины или деформация диска. Есть и другой, типично зимний сценарий, который может произойти с абсолютно любым колесом абсолютно любого автомобиля. Представьте: после активной езды вы ставите машину с разогретыми тормозными дисками, с горячими агрегатами подкапотного пространства на ночную стоянку. Снег, скопившийся в арках колес, начинает постепенно таять, вода стекает на полку диска, которую, кстати, снаружи не видно. По мере остывания автомобиля ночной морозец накрепко прихватывает образовавшуюся лужицу. К утру каждое из колес получает значительную лишнюю массу, также способную вызвать дисбаланс.

Промыть или очистить

Избавиться от этого льда (а иногда и просто налипшего снега) не так просто. Даже мойка под давлением не всегда дает положительный результат — если не акцентировать внимание мойщика на проблемном участке, он быстренько «пройдется» струей из пистолета по наружной поверхности диска и тем ограничится. Конечно, можно отвернуть колеса и почистить их вручную, хотя на морозе делать это ой как не хочется. В любом случае перед тем, как ехать в шиномонтаж с жалобой на дисбаланс, не поленитесь полюбоваться внутренней стороной колеса.