Как купить ретроавтомобиль и не разориться?

Ретроавтомобиль

У взрослых мужчин, как известно, и игрушки недетские. Ретроавтомобиль – одна из таких. И пусть вас не пугает некий налет элитарности этого хобби – оно вполне доступно, если подойти к делу правильно.

Обретение ретроавтомобиля (мы умышленно не используем слово «покупка», и ниже вы поймете почему) – вопрос настолько интимный, что мы не берем на себя смелость что-то советовать. Поделимся только некоторыми соображениями из практики опытных реставраторов и коллекционеров. Какой олдтаймер вам нужен и для чего, что требуется для приобретения и владения раритетом? Наконец, какая от него польза?

Зачем тебе ретро

Прежде чем стать владельцем ретротехники, вы должны четко понять, что именно вам нужно, то есть какого рода ретроавтомобиль вам хочется иметь и как вы планируете с ним обращаться.

Прежде всего определитесь, станете ли вы ездить на вашей машине по дорогам, или она все время будет стоять в гараже. В первом случае олдтаймер способен очень разнообразить ваш досуг, поскольку вы сможете посещать фестивали и выставки старой техники, вместе с единомышленниками участвовать в ретроралли и туристических пробегах по всей стране и за границей. Наконец, многие получают огромное удовольствие от коротких воскресных променадов за рулем винтажного авто. Понятно, что такая машина не должна быть слишком старой, но она все равно будет требовать обслуживания и ремонтов, а значит, вам понадобится дружба с надежной СТО или реставрационной мастерской. Но для многих ретрофанатов более важно, что такой олдтаймер практически невозможно поддерживать в оригинальном состоянии – как минимум шины, тормоза, систему зажигания придется использовать современные или модернизи­рованные.

С другой стороны, сугубо «стендовый» экземпляр, прочно прописанный в помещении, может не только тешить ваше самолюбие и украшать интерьер. Такую машину тоже можно вывозить на выставки и прочие тусовки ретрофанатов, но не своим ходом, а на эвакуаторе. Конечно, в идеале такая машина тоже должна быть полностью комплектной, исправной и на ходу. К этой когорте чаще относятся очень старые, в первую очередь довоенные, действительно уникальные автомобили, гонять которые по дорогам не поднимается рука.

Нюансы выбора

Большинство желающих приобщиться к волшебному миру винтажной техники думают, что заранее знают, какую марку и модель они хотят. Но очень часто это желание приходится корректировать по финансовым причинам. Должны сказать, что настоящий любитель техники фанатеет от любой старой машины в принципе, нужно лишь присмотреться к имеющимся вариантам повнимательнее: разобраться с изюминками конструкции, изучить хронологию создания и исторический период, в который данная модель жила активной жизнью.

  6 слабых мест в автомобилях, которыми пользуются угонщики

Настоящая беда ретроманов Украины – это то, что сегодня практически нереально ввезти в страну и рас­таможить машину старше 1995 г.в. Из-за особенностей законодательства модельный ряд коллекционных авто ограничен машинами, которые оказались на территории страны до 1 апреля 1998 года. То есть получить для реставрации можно только те машины, которые «родились» тут, остались военными трофеями или были завезены иным путем до указанной даты. Но начинающего ретромана эта проблема не должна особенно волновать, поскольку интересная во всех смыслах винтажная техника «стартового» класса в Украине имеется в достаточном количестве.

Модель и марка

Едва ли не половина начинающих украинских ретроманов мечтают о «Волге» ГАЗ-21. И это на самом деле достойный претендент на роль автомобиля «для души»: богатое историческое прошлое, выразительный дизайн, наличие на рынке любых запчастей (оригинальных и новодельных), интересная конструкция. Но мы должны сказать и о минусах: хотя восстановленных «двадцать первых» уже так много, что их трудно назвать раритетом, комплектующие к ним отнюдь не дешевы. Еще дороже обходится М-20 «Победа» – любой реставратор вам скажет, что гораздо дешевле привести в порядок, скажем, ее заморского сверстника – какого-нибудь «американца».

Если вам хочется иметь что-то более солидное, придется поискать более крупный и одновременно более редкий автомобиль. Например, ГАЗ-12 ЗИМ – машина представительная, относительно малотиражная и очень интересная с инженерной точки зрения. О «Чайках» всех поколений и тем более ЗИС/ЗИЛ мы тут не говорим, поскольку покупка этих уникальных «члено­возов» обсуждается на ином уровне.

С противоположного конца рейтинга винтажной техники, теоретически доступной в нашей стране, располагаются «Запорожцы» первой генерации. Купить культовый ЗАЗ-965 совсем несложно и не очень дорого, причем исходное состояние может быть самым разным, в том числе и максимально близким к оригиналу. Человек, имеющий в своем автопарке аутентичного «горбатого», может по достоинству оценить эту интереснейшую модель, ставшую этапной для всего советского автопрома.

Если вам претит владение супер­компактным классом, можно обратить внимание на практически непаханое пока поле – «Москвичи» первых трех поколений. Вообще-то модели 400/401 и 407/403 не намного дешевле в реставрации, чем та же красавица «Волга», а вот семейство 408/412 явно демократичнее. Да будет вам известно, именно 408-й и 412-й прославили советский автопром в 1960–1970-х, с триумфом пройдя сложнейшие трансконтинентальные марафоны Лондон – Сидней и Лондон – Мехико, а также множество ралли помельче.

  Без сексизма: почему девушкам не стоит водить машину летом?

Наконец, для коллекционера с претензиями есть еще один нетривиальный вариант – найти редкую комплектацию того или иного распространенного олтдаймера: «Волгу» с АКП, «со звездой» или с нижнеклапанным мотором, «Москвич Scaldia/Konela» европейской сборки или «За­порожец» в исполнении «Ялта». Реставрация такой действительно редкой машины будет дороже лишь на стоимость некоторых узлов и фурнитуры, но украсит не только частное собрание, но и любой публичный ретрофорум.

Отдельная тема – ретрокары-иномарки. Поскольку их в стране на порядок меньше, поиск и восстановление большинства из них требует настолько больше времени и средств, что достойно отдельной статьи. Скажем только, что далеко не всегда ретроиномарка будет ценнее и интереснее нашей.

Как выбирать претендентов

И напоследок несколько советов по выбору конкретного экземпляра. Прежде всего обязательно найдите себе консультанта в лице опытного коллекционера или реставратора (часто это одно и то же). Но чтобы не беспокоить эксперта каждый раз, вы должны сами быть в курсе основных нюансов.

Конечно, идеальный вариант – это ни разу не тронутый кузовщиками экземпляр с малым пробегом, простоявший полвека в сухом гараже. В масштабах нашей страны такое еще встречается, но настолько редко, что полагаться на такую вероятность не стоит.

Искать машину придется по рынкам, ретровыставкам, сайтам объявлений. Вам нужно заранее выяснить, какие компоненты облюбованной вами модели наиболее дефицитны, сложны и дороги в ремонте. И соответственно, выбирать тот экземпляр, на котором эти части сохранились лучше, чем на других. Например, из двух потрепанных ГАЗ-21 «Волга» нужно выбирать не ту, у которой сильнее блестит краска, а ту, у которой сохранилось больше хромированных деталей. Потому что красить машину все равно придется, а восстанавливать хром в наше время дорого.

Реставраторы считают, что лучше взять в работу более ржавый, но ни разу не «варенный» экземпляр, чем крепкий, но уже переваренный гаражными «кустарями» в 1980–1990-е годы. Ну а машины возрастом 40–50 лет, не требующие малярных работ, – мечта тех, кто увлекается ретротехникой категории «сохраненные» (в отличие от «восстановленных»). Практика показывает, что такие экземпляры существуют, но находят их только профессионалы, и то в результате долгих поисков.

В путь!

Имейте в виду, что просто купить ретромашину мало. Даже если у вас много денег и вы приобретете уже отреставрированный или хорошо сохранившийся образец, вам захочется сделать его еще лучше. Поэтому приготовьтесь к поискам, переговорам, ожиданию, хлопотам, волнениям и… расходам, расходам, расходам.