Как правильно буксировать автомобиль

Как правильно буксировать автомобиль

Каждый водитель рано или поздно может столкнуться с необходимостью буксировки автомобиля. Владимир ШЛЯХОВОЙ напоминает, как это делать правильно и безопасно.

О буксирном тросе, который раньше у наших автовладельцев всегда считался предметом первой необходимости, не стоит забывать и сейчас. Не нужно думать, что при наличии нового и исправного автомобиля в нем нет никакой нужды. И речь даже не о том, чтобы помочь на дороге кому-то другому: в неприятную ситуацию можно попасть и самому. Например, «закопавшись» где-то в снегу или на раскисшей обочине. Как же будет обидно, когда водители, выразившие желание помочь, на вопрос о наличии троса только разведут руками.

Одним словом, буксирный трос может понадобиться каждому и в любой момент — будь то для себя либо для того, чтобы самому прийти кому-то на помощь. Тем более что эвакуатор нередко можно ждать очень долго, да и обойдется он в любом случае в весьма приличную сумму, которая неоправданна, если доставить автомобиль нужно на небольшое расстояние.

Карабины и удавки

Нет необходимости убеждать кого-то в том, что трос из стальной проволоки, несмотря на его высокую прочность, плох во всех отношениях. Жесткий, тяжелый, неудобный, даже в свернутом состоянии он занимает много места. Во все стороны из него обычно ежиком торчат разорванные проволочки, которые колют руки, рвут одежду и цепляются в багажнике автомобиля за все что можно и нельзя. Кроме того, стальной трос не так-то просто прикрепить к проушине легкового автомобиля. Но все же главный его недостаток заключается в том, что он не эластичен. То есть при буксировании он не смягчает рывки, которых практически невозможно избежать при трогании или провисании троса. Естественно, кузову автомобиля пользы от этого никакой. А если дернуть чуть сильнее (особенно если тянет грузовик) — обычно отрывается буксирная про­ушина. Кроме того, зимой и вообще на скользкой дороге резкое дергание может привести к заносу автомобиля. Особенно если буксирная проушина на нем расположена не по центру, а сбоку, как на большинстве машин.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Электромобиль или авто с ГБО. Что сейчас выгоднее?

Совсем другое дело – капроновый трос. Он легкий, эластичный, занимает мало места и хорошо амортизирует рывки при буксировании. В настоящее время приобрести такой трос можно чуть ли не на каждом шагу. Главное, чтобы имеющиеся на его концах карабины были совместимыми с буксирными про­ушинами автомобиля.

В настоящее время приобрести трос, уже оснащенный прицепными карабинами, можно чуть ли не на каждом углу. Но сначала стоит все-таки убедиться, подходит ли карабин к проушине вашего автомобиля.

Не вызывает особых проблем и использование обычного капронового троса (стропы) без карабинов. При этом для большего удобства его желательно связать в виде кольца. Во-первых, так будет надежнее, а во-вторых, в этом случае и с одной, и с другой стороны можно легко сделать «удавки», которые потом легко распускаются, либо просто накинуть петлю на фаркоп легкового или грузового автомобиля. Если оба конца троса необходимо присоединить к буксирным проушинам, с одной стороны его можно взять на «удавку», а с другой привязать на самозатягивающийся узел, который легко развязать.

По правилам

Правила требуют, чтобы длина троса находилась в пределах 4–6 м и чтобы через каждый метр он был обозначен сигнальными щитками или флажками размером 20х20 см с нанесенными на них по диагонали чередующимися красными и белыми полосами из световозвращающего материала шириной 50 мм. Понятно, что в реальной жизни такие флажки, а тем более щитки, никто не использует. Ведь они после первой же буксировки измажутся или потрутся о дорогу. Полиция на эти флажки, а вернее, на их отсутствие, внимания не обращает. Но если в процессе буксировки из-за отсутствия таких флажков произойдет ДТП по причине того, что между машинами, едущими в связке, захочет проскочить пешеход или мотоциклист, не заметивший трос, либо кто-то попытается встроиться, виноват в этом будет водитель буксирующего автомобиля. Поэтому желательно, чтобы длина троса не превышала 4–5 м, а на него все же неплохо навязать 3–4 лоскута красной ткани.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Как возить велосипед в автомобиле

Согласно ПДД во время буксировки скорость не должна превышать 50 км/ч. Если за рулем обеих машин находятся толковые водители, имеющие достаточный опыт буксировки, ехать можно и чуть быстрее. Прежде всего на подъем, а также на ровных прямых участках, где движение не очень интенсивно. Но в городе, особенно если за рулем буксируемого автомобиля неопытный водитель, категорически рекомендуется ехать медленнее. Особенно на спусках и перед перекрестками (выездами с прилегающих территорий), где внезапно может потребоваться резко снизить скорость.

Также Правила требуют, чтобы во время буксировки в светлую пору суток на буксирующем автомобиле был включен ближний свет, а на буксируемом — аварийная световая сигнализация, а если она неисправна, то сзади машины должен быть установлен знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь. А в темную пору суток на буксируемом автомобиле должны быть включены габаритные огни. Но на самом деле включать на буксируемом автомобиле «аварийку» порой бывает просто опасно, особенно в условиях интенсивного движения — вместо этого куда лучше приспособить сзади знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь. Ведь когда на буксируемом автомобиле включена «аварийка», его водитель не сможет подать сигнал поворота перед перестроением, поворотом или разворотом, что существенно осложнит маневрирование и даже может быть чревато ДТП. Что же касается сигналов, подаваемых рукой, то в данном случае они, как правило, неверно воспринимаются другими водителями.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Как повысить мощность двигателя?

К этому можно добавить, что буксировка на гибкой сцепке запрещена в го­лолед.

Слабый сильного

Что же касается опасений относительно того, можно ли легким автомобилем буксировать на гибкой сцепке более тяжелый, то они совершенно беспочвенны. Правила здесь не устанавливают никаких ограничений. Главное, чтобы на буксируемом автомобиле были исправны рулевое управление и тормоза. Что касается перспектив сжечь при буксировке тяжелого автомобиля сцепление, то этого стоит опасаться лишь при движении в пробках, при троганиях с места и медленном движении на подъем. При этом перспективы сжечь сцепление напрямую зависят от опыта водителя буксирующего автомобиля.

Если буксирование производится с целью завести заглохший автомобиль (понятно, это не относится к машинам с автоматами), на нем в момент трогания должна быть выключена передача либо выжато сцепление. Иначе сцеплению буксирующего автомобиля придется нелегко. Оптимальная скорость для включения передачи на буксируемом автомобиле — около 40 км/ч. Во-первых, при такой скорости буксируемая машина имеет определенный запас кинетической энергии, а буксирующая успевает развить высокий крутящий момент. А во-вторых, гораздо меньше шансов, что машина, которая заведется, резко ускорится и догонит буксировщика. При этом включать нужно сразу третью передачу, а когда двигатель заведется и будет устойчиво работать на холостых оборотах, нужно подать буксировщику морганием фар сигнал об остановке. Естественно, для этого необходим ровный прямой отрезок дороги с небольшой интенсивностью движения.

Об особенностях буксировки автомобилей с автоматами и прочих практических хитростях при использовании «галстуков» мы поговорим в одной из будущих статей.