Техосмотр будут проводить страховые компании?

Техосмотр будут проводить страховые компании?

Чем может обернуться для наших автовладельцев очередная идея о «либерализации» техосмотра, разбирался Владимир ШЛЯХОВОЙ.

Определенные шаги в упрощении процедуры прохождения техосмотра предпринимаются у нас регулярно. И жить от этого становится лучше и веселей. Правда, не всем, а только тем, кто причастен к процедуре выдачи заветных талонов ТО. Сначала эти самые талоны (естественно, для удобства водителей) стали делать в виде пластиковой карточки, получая на этом, как минимум, 5000% прибыли. А затем упростили и сам техосмотр, передав проверку технического состояния «субъектам хозяйствования». В результате автовладельцы и «субъектам» вынуждены платить, и времени на ТО тратить намного больше. Учитывая серьезное усложнение процедуры, очередь желающих получить заветный талончик «без головной боли» только выросла, а «мера благодарности» в ГАИ за ускоренное получение заветного талона поднялась со ста до пятисот гривен.

Вплоть до отмены

Идеи о полной отмене техосмотра выдвигались уже не раз — но до сих пор все это было безрезультатно. Тем не менее тема продолжает муссироваться, и очередное предложение родилось в недрах Госкомпредпринимательства. Глава комитета Михаил Бродский выступил как минимум за упрощение процедуры прохождения техосмотра, а то и вовсе за его отмену — после детального изучения целесообразности ТО. По его словам, такого техосмотра, как у нас, нет нигде в Европе, ведь кроме проверки техсостояния от автовладельцев требуют множество справок, в том числе, и не предусмотренных законодательством, а также им морочат голову со штрафами, которые нередко давно обжалованы. Кроме того, в Госкомпредпринимательстве считают необходимым упростить постановку и снятие автомобиля с учета в МРЭО, так, чтобы эта процедура занимала не более часа.

ГАИ против, МВД за

Нужно ли говорить, что ГАИ решительно выступила против столь коварного предложения, ведь нынешний техосмотр — единственный способ добиться того, чтобы на дорогу выезжали только исправные автомобили. Да и угнанные автомобили в случае отмены техосмотра найти будет практически невозможно. И к тому же, как сказал во время своего выступления в Верховной Раде бывший начальник Департамента ГАИ Сергей Коломиец, в случае отмены техосмотра десять тысяч сотрудников ГАИ останутся без работы.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Если скоро техосмотр: что нужно знать о «катализаторе»

Поэтому воистину сенсационным стало заявление о возможном отказе ГАИ от проведения техосмотра из уст министра внутренних дел Анатолия Могилева. По мнению минис­тра, техническую исп­равность автомобилей должны контролировать страховые компании, которые имеют прямую материальную заинтересованность в том, чтобы на наших дорогах происходило как можно меньше страховых случаев. В том числе и связанных с техническим состоянием автомобилей. А значит, именно они, в первую очередь должны быть заинтересованы в качественном проведении техосмотра.

Точно также, безопасность на дорогах зависит и от умения водителя управлять автомобилем, и от знания им Правил дорожного движения. А поэтому выдачу удос­то­верений водителя тоже, возможно, стоит поручить страховым компаниям. Да и вообще, по словам Анатолия Могилева, милиция на сегодняшний день выполняет очень много несвойственных ей функций, которые нужно делегировать другим учреждениям и организациям. Так что исходя из логики сказанного, регистрация автомобилей также должна отойти от ГАИ.

При этом милиция будет только контролировать, как соблюдаются Правила. А в случае, если выпускники какой-то автошколы попадают в ДТП значительно чаще других участников дорожного движения, можно будет ставить вопрос о том, что преподавание в этой школе не отвечает определенному уровню, и его следует лишать лицензии.

Смутные сомнения

Украинская федерация страхования (УФС) очень оперативно поддержала данную инициативу, поскольку подобная система уже действует в целом ряде стран, в том числе и Евросоюза. Страховщики имеют дело с конкретными рисками, связанными, в частности, с техническими неисправностями автомобилей, которые приводят к ДТП и причинению вреда третьим лицам и их имуществу. Поэтому именно они больше других заинтересованы в том, чтобы система техосмот­ра работала эффективно, а не носила формальный характер. При этом УФС выразила готовность принять участие в пересмотре системы техосмотра, но сразу же заявила, что для внедрения данного новшества необходимо осуществить целый ряд масштабных мероприятий.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Что делать с "кустарным" ксеноном, если вернут техосмотр

Казалось бы, нужно радоваться. Но тревожат смутные сомнения, что ситуация может только ухудшиться. Ведь отказ ГАИ от техосмотра и от выдачи водительских удостоверений — это нечто сродни акции «Пчелы против меда».

Да и подготовительные мероприятия, предлагаемые УФС, весьма неоднозначны. Например, максимальный охват транспорта «автогражданкой» по вполне понятным причинам проще всего достичь после передачи техосмотра страховым компаниям, а не перед этим. Достаточно сомнителен и тезис по пятикратному повышению лимита ответственности. Ведь при этом средние выплаты сохранятся на нынешнем уровне: до 10 тыс. грн. по имуществу и до 2000 грн. по ущербу, причиненному жизни и здоровью, тогда как страховые полисы обязательно в очередной раз подо­рожают.

Не выдерживает никакой критики и тезис по поводу приравнивания периодичности прохождения ТО к сроку действия страхового полиса. Ведь гораздо лучше (для автовладельцев, конечно) было бы сделать наоборот, увеличив срок действия полисов до двух лет.

Будет ли проще?

Что же касается перспектив, то на сегодняшний день новшества в процедуре прохождения ТО видятся такими. ГАИ из данного процесса будет исключена, а талоны ТО станут выдавать (продавать) страховые компании на срок действия полиса «автогражданки». То есть интервал между техосмотрами для владельцев легковых автомобилей сократится с двух лет до года. При этом в страховую компанию надо будет предоставлять акт проверки технического состояния, квитанции об уплате транспортного сбора, а также справки из ГАИ о сверке (экспертизе) номеров агрегатов и об отсутствии штрафов. И, наконец, для «удобс­тва» водителей, их обяжут возить с собой медицинскую справку.

Хотелось бы, конечно, ошибиться, но печальный опыт показывает, что очередное обещание облегчить процедуру прохождения техосмотра может обернуться для наших автовладельцев только новыми проб­лемами…