Запретят ли в Украине автомобили из США?

В последнее время все чаще ходят разговоры о том, что привозить битые автомобили из США в Украину станет если не невозможно, то очень сложно. Кабинет министров уже заявил о своем желании переписать правила регистрации автомобилей, которые в стране отправления получили статус «для утилизации». Экономическая правда поговорила на эту тему с экспертами и проанализировала ситуацию.

МВД подготовило проект постановления, которым предлагается кардинально изменить порядок регистрации авто. Больше других могут пострадать импортеры так называемых «битков» из Америки. Отныне для подержанных машин придется подавать документы о регистрации транспортного средства за рубежом, еще и переводить их на украинский язык. До этого зарегистрировать авто в Украине можно было на основании «карточки об утилизации», которая фактически заменяла собой техпаспорт. С принятием изменений эта опция исчезнет. Кроме того, перевод документа должен быть осуществлен консульскими учреждениями Министерства иностранных дел или официальными органами других государств. Это создаст немало проблем любителям американских машин.

Ключевая проблема предлагаемых изменений заключается в том, что даже в МВД не могут назвать точный перечень документов, которые понадобятся для регистрации авто из США.

«В каждой стране, а если говорить о США, то в разных штатах по-разному урегулирована эта ситуация, где-то департаменты транспорта выдают такие документы, где-то – страховые компании. Я не могу назвать, у нас нет общего перечня», – говорит начальник профильного управления Главного сервисного центра МВД Денис Фурманюк.

Учитывая то, что в только США есть несколько десятков сертификатов на регистрацию авто, возникает логичный вопрос, какой именно из них нужен? Такое неоднозначное толкование норм, убежден эксперт по правовым вопросам CASE Украина Андрей Саварец, повысит коррупционные риски.

«Складывается парадоксальная ситуация, когда таможенным законодательством не запрещается ввоз авто после ДТП, а при постановке на учет возникают запреты. Кроме того, что это постановление противоречит украинскому законодательству, оно еще и не соответствует международным соглашениям», – отметил Саварец.

По его словам, директива 1999/37/ЕС от 14 апреля 1999 года о регистрации документов на транспортные средства, на которую ссылаются разработчики постановления, не регулирует вопросы регистрации автомобилей, ввезенных из третьих стран.

«Авторы документа также ссылаются на Гаагскую конвенцию, требуя ввести перевод регистрационных документов и апостиль. Но на самом деле указанные нормы конвенции не распространяются на административные документы, имеющие прямое отношение к коммерческим или таможенным операциям», – говорит Саварец.

Значит ли это, что авто со статусом «для утилизации» нельзя будет зарегистрировать в Украине? Нет, есть много путей, как обойти нововведения, но и проблем будет много.

«Если сравнивать с идентичными авто из ЕС, американские на 20-30% дешевле. Да, это машины с дефектами, но часто говорится о незначительных лакокрасочных повреждениях, не влияющих на безопасность, однако они значительно влияют на цену», – объясняет представитель одной из компаний-импортеров транспортных средств Юлия Риковская.

По ее мнению, поскольку спрос на такие машины высокий, люди будут искать возможности завезти их в страну. «Будут ремонтировать их в Грузии или Литве, делать новые разрешительные документы для регистрации, что приведет к их удорожанию», – говорит Риковская.

Представитель МВД отмечает, что в изменениях речь не идет о запрете «утилизационных» авто, а о том, что документы об утилизации не могут быть регистрационными. При этом он признает, что процедура получения необходимого документа в США может быть сложнее и дороже.

В свою очередь соучредитель ОО «Доступное авто» Станислав Бучацкий убежден, что в постановлении прослеживается интерес бизнесменов, которые являются владельцами автомобильных заводов или занимаются ввозом новых машин.

«Здесь интерес бизнеса, который занимается продажей новых машин. Ежегодно в Украину из США ввозится около 80 000 авто. А новых – примерно 88 000. Это прямые конкуренты, потому что цена машин из США начинается от 10 000 долларов. Это также выгодно украинским коррупционерам. Чиновники рады возможностям новых схем, чтобы незаконно заработать», – считает Бучацкий.

По его словам, авторы постановления на словах заботятся о том, чтобы в Украину не заезжал «автохлам», однако, по мнению активиста, американское авто, качественно восстановленное после ДТП, гораздо лучше, чем 40-летние «Жигули».

Представитель МВД в комментарии Экономической правде сообщил, что сейчас постановление находится на финальной стадии обсуждения и через несколько недель оно будет рассмотрено Кабинетом министров.

По мнению участников рынка, из постановления необходимо убрать наиболее контраверсионные вещи, которые противоречат законодательству и вредят украинским потребителям. Саварец утверждает, что уже сейчас текст документа отличается от первоначального – из него исчезли некоторые категоричные вещи вроде необходимости проставления апостиля.

«Однако нотариальное заверение и норма о запрете государственной регистрации ТС, подлежащих утилизации, осталась. И размытость этой нормы создает возможности для злоупотреблений», – говорит юрист.

С ним соглашается также один из членов Кабмина, который на условиях анонимности согласился прокомментировать указанную инициативу. Он убежден, что изменения в предложенной редакции создают возможности для коррупционных маневров.

«В документе заложены коррупционные риски, я не буду за это голосовать», – заверил министр.

Підпишіться на наш Telegram-канал та Facebook або читайте нас в Google News, щоб нічого не пропустити. А ще ми є у TikTok.