Перевал Стельвио. Альпийская змея

Стельвио

На перевал Стельвио стоит взобраться хотя бы для того, чтобы увидеть головокружительные зигзаги теряющейся за горизонтом дорожной ленты. Что уж говорить о том, чтобы принять вызов ее острых «шпилек».

Современный водитель, впервые очутившись на Стельвио и окинув взором вереницу поворотов, угол которых едва ли не достигает 180 градусов, воскликнет: «Кто так строит?!» Тут не пахнет привычным серпантином, плавными концентрическими окружностями, скатывающимися с вершин, будто с рождественских елок. Это чудо инженерной мысли начала XIX века, когда путешествовали конными экипажами, которые не заносило на поворотах при соблюдении скоростного режима. Посредством этой дороги Австрия поторопилась соединить возвращенную ей накануне итальянскую провинцию Ломбардия с остальной частью империи. С тех пор маршрут через восточные Альпы, по сути, не менялcя. Эхо подобных решений звучит в Карпатах, где дороги строились, когда Галичина была частью той же империи.

Перевал находится на высоте 2757 метров над уровнем моря — это самая высокая точка в нынешней Италии, куда можно доехать по асфальту, и вторая по высоте в Европе. Сама дорога покрывает подъем в 1871 метр, ради которого соорудили змеевик из 60 колен, 48 из них — на северной стороне. Вот эти северные «шпильки» —
деликатес для людей с бензином в крови. Они — суровое испытание на верность вашего авто и на прочность уз между баранкой и руками водителя. Даже знаменитый пилот сэр Стирлинг Мосс вылетел с этой трассы, когда решил устроить телетрансляцию скоростного покорения Стельвио. Ему повезло, что это случилось не над обрывом.

  Хотинская крепость и Каменец-Подольский. Жемчужины Украины

Мир, дружба, красота!

Впрочем, этот перевал — Мекка для любого фаната езды. Посему автолюбители привыкли мирно сосуществовать на узкой дорожке с двухколесными всадниками — будь то мотоциклисты или велобайкеры — и не сигналят им нетерпеливо в спину. Последние, кстати, играют здесь роль священных коров. Через Стельвио проходит знаменитая гонка Giro D’Italia, стало быть, на нем велогонщики и тренируются. К слову, знаменитые альпийские коровы здесь такие же полноценные участники движения — когда им взбредает в рогатую голову передислоцироваться с одной лужайки на другую, зеленеющую на противоположной обочине.

  Хотинская крепость и Каменец-Подольский. Жемчужины Украины

Стельвио

Если вы за рулем, главное во время покорения перевала — умудриться не засмотреться по сторонам. Красота неописуемая! Над головой сверкает снежной белизной вершина Ортлес — ее также зовут Пиком трех языков, поскольку под склонами встречаются итальянский, немецкий и романский, на котором говорят в юго-восточной Швейцарии. Головокружительная пропасть под ногами. Сосредоточьтесь на управлении! Оглушительными пейзажами лучше любоваться, притормозив на смотровой площадке на высоте Франца — поворот 22. Не промахнетесь — для удобства покорителей повороты пронумерованы.