Автомобільні бренди
Автомобільні бренди
ГоловнаЖиття в дорозіПодорожіВоенно-Грузинская дорога. На войне как на войне

Военно-Грузинская дорога. На войне как на войне

В XIX веке, когда строилось это шоссе, Грузия была по сути частью Российской империи. Отчего же его назвали Военно-Грузинской дорогой? Почему во времена Пушкина даже почту через Кавказский хребет везли под при­крытием артиллерии?

Автотрасса между Владикавка­зом и Тбилиси — кратчайший путь через Центральный Кавказ. 208 км, 4–5 часов с учетом шпилек, серпантина, подъемов и спусков —
и вы в столице Грузии по другую сто­рону грандиозной горной гряды.
Конечно, если вас не «завернут» в Верхнем Ларсе российские или в Казбеги — грузинские пограничники. Сегодня дорога определенно оправдывает свое название.
Тракт строили российские инженеры с севера на юг из крепости Владикавказ в Тифлис. Поначалу ВГД струится по долине параллельно и навстречу руслу Терека, потом поднимается над ней по Дарьяльскому ущелью на Скалистый хребет, жмется к отвесным скалам, заглядывает в бездну мрачного ущелья реки Байдарки, устремляется все выше и выше на Крестовый перевал. Отсюда, с высоты 2395 метров, круто катится по зигзагам Млетского спуска. Петли дороги парят над долиной Арагви. Далее тракт раздается вширь, проходя вдоль селений и садов. Ныряет в древнюю столицу Грузии Мцхету, пересекает Куру и упирается в Тбилиси.

Север против юга

Сколько стоит Кавказ, столько путь через расселину в его хребте по долинам Терека и Арагви имеет стратегичес­кое значение. Эту дорогу с крепостью в Дарьяльском ущелье упоминают грузинские и греческие дохристианские летописи. Один из иберских царей той поры вообще заложил самое узкое место камнями, дабы спасти свои земли от набегов с севера. Позже завал заменили на «блок-пост»: окованные железом ворота под присмотром крепости.

В первом тысячелетии нашей эры за эту дорогу постоянно дрались с грузинами аланы, заселившие Предкавказье. Собственно, «Дариал» на фарси — «врата аланов». В следующем тысячелетии, когда Грузинское царство достигло своего расцвета, дорога превратилась в торговый путь. А в XVIII веке было подведено бронебойное основание под ее будущее название: дорога стала главным трафиком переброски российских войск к границе с Турцией, с которой Екатерина II вела перманентную войну. Правда, этот путь был далек от совершенства римских дорог: в 1799 году генерал Лазарев с войс­ками шел двести верст от Владикавказа до Тифлиса… 36 дней!
стройка XIX века

Спустя два года Грузия присоединилась к России, и закипела работа по превращению стратегического пути в укрепленное шоссе.

На всем протяжении возводились редуты для защиты движущихся колонн. Особо мощные укрепления включали казармы для военных гарнизонов, сторожевые башни. Не забывали и о мирной инфраструктуре: в духанах путники могли подкрепиться и отдохнуть во время путешествия.

В 1814 г. по дороге уже мог свободно передвигаться колесный транспорт. Еще через 20 лет открыли регулярное конно-почтовое сообщение. Из-за снежных заносов и обвалов движение останавливалось, дорога пребывала в постоянном ремонте и совершенствовании. На особо опасных участках — на северном склоне и перевале — воздвигли бетонные галереи. Помимо дорожного полотна на перевальном участке построили каменные арочные мосты и караульные будки.

Следующим эволюционным витком ВГД стало открытие в 1911 г. автомобильного сообщения. И наконец, при советской власти возвели новые мосты, тоннели и железобетонные галереи, спрямили повороты, расширили полотно и уложили асфальт.
Четыре года — с 2006 по 2010 — Военно-Грузинская дорога оправдывала только первую часть названия. Движение по ней, увы, было перекрыто. На войне как на войне.

Підпишіться на наш Telegram-канал та Facebook або читайте нас в Google News, щоб нічого не пропустити.

spot_imgspot_img