Дакар-2015. В одни ворота

Дакар-2015

Со стороны победа Нассера Аль-Аттия в ралли «Дакар-2015» могла показаться легкой и неизбежной, но Дмитрий ЛЕВЧУК так не считает — потому как знает о «Дакаре» все.

Это был уже седьмой «Дакар» в Южной Америке, так что можно смело утверждать, что гонка успешно прижилась на новой территории. Гонщиков со всех уголков планеты привлекает громкая вывеска — только за участие в этом соревновании они готовы платить огромные деньги, и при этом не против рискнуть собственной жизнью. Организаторов гонки, которым все сложнее находить новые интересные маршруты, понятное дело, весьма радует растущая популярность нового «Дакара».

Жаль только, что Украина на «Дакаре» издания 2015 года не была представлена вовсе. Украинские болельщики успели полюбить эту гонку, но на этот раз пришлось болеть только за заграничных любимцев. Сложнейший год в истории независимости страны отразился на ее спортивной жизни — от «Дакара» пока пришлось отказаться.

Зато украинские гонщики успешно выступили на марафоне Africa Eco Race, который проходил по традиционному африканскому маршруту «Дакар». Вадим Притуляк форсировал дюны на мотоцикле KTM, а Дмитрий Цыро выступил в роли штурмана российского гонщика. Оба продемонстрировали высокие результаты, попав в топ-десятку — о большем пока не приходится и мечтать.

Изучение Боливии

В прошлом году организаторы подготовили по-настоящему изнуряющий маршрут гонки, который включал в себя пять с половиной тысяч боевых километров. Лучшие гонщики справились с задачей блестяще, но разговоров о том, что это было слишком, избежать не удалось. Уроки были извлечены оперативно: несмотря на то, что общая дистанция гонки осталась на уровне девяти тысяч километров, суммарная протяженность спецучастков сократилась сразу на тысячу!

За предыдущие шесть лет в маршруте появились точки, ставшие символичными для «Дакара». Организаторы меняли место старта, финиша, даже пропускали гонку через Перу, но при этом все ключевые места в Аргентине и Чили неизменно остаются в поле их зрения. Вот и в маршрут гонки 2015 года были внесены весьма интересные изменения, хотя назвать их неключевыми никак нельзя.

Так, все привыкли к тому, что многое в гонке решалось в чилийской пустыне Атакама. Казалось бы, гонщики изучили ее вдоль и поперек, но ее дюны все еще хранят много секретов. Но на этот раз там прошли лишь четыре спецучастка — на них могло произойти что-то интересное, но вероятность этого заметно снизилась. Зато целых семь спецучастков было проложено по Аргентине, где исход борьбы более предсказуем, а еще два дня гонщики зачетов мотоциклистов, квадроциклистов и внедорожников провели в Боливии.

В высокогорной стране «легковесы» побывали еще в прошлом году. Отклик был позитивный — природа вокруг солончака Уюни пришлась по душе байкерам. Теперь же с новой для себя местностью пришлось познакомиться и гонщикам на автомобилях. Сама трасса была не самой тяжелой, ведь пилоты ехали практически по равнине, но все это происходило на высоте почти четыре километра над уровнем моря — а это не только огромная нагрузка на двигатели: людям здесь тоже нелегко.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Любительские гонки в картинге. Что важно знать?

Так что «Дакар-2015» фактически разделялся на две части. Аргентинских спецучастков было много, но на них мастера высочайшего класса не могли выиграть или проиграть много времени. Все сводилось к надежности техники и простому везению, ведь от проколов не застрахован никто. А вот в Чили у преследователей лидера появлялся шанс его догнать — нужно было хвататься за любую возможность, ведь пустынные этапы были в дефиците.

Гонка жизни

«Дакар» — самая сложная в мире гонка и с точки зрения обеспечения безопасности. Организаторам нужно предпринять все доступные меры, чтобы постараться помочь гонщикам и зрителям в целости и сохранности пройти всю гонку. Увы, это удается не всегда.

Вот и в 2015 году с третьего спецучастка пришли печальные известия. Польский мотоциклист Михал Херник был найден без признаков жизни за
14 километров до финиша в 300 метрах от трассы. Информации по трагедии было очень мало. Достоверно известно лишь то, что скончался он от перегрева и обезвоживания. Это печальное событие стало еще одним доказательством того, что «Дакар» — это не просто гонка. Гонщики говорят, что финиш здесь — уже победа.

И это не пафосные слова. Достаточно взглянуть на лица пилотов на финальном подиуме, когда позади осталось девять тысяч километров, преодоленных за две недели в сложнейших условиях. Для Херника это был лишь третий ралли-рейд в карьере. Поляк явно горел мечтой проехать легендарную гонку, но в погоне за этой целью попрощался с жизнью.

К «Дакару» нужно готовиться со всей серьезностью и тратить на тренировки различного рода огромные суммы денег. Возможно, опыта у Михала было недостаточно для старта в южноафриканском ралли-рейде, но можно ли его упрекнуть в том, что он горел гонками? Автоспорт в целом — небезопасное занятие. Что уж говорить о «Дакаре». И каждый гонщик, выходящий на старт, изначально понимает все риски.

Возвращение Рeugeot

Интерес к гонке подогревал дебют Peugeot с новым 2008 DKR. Французский коллектив собрал внушительный состав пилотов, в который вошли победители «Дакара» в прошлом: Карлос Сайнс, Стефан Петерансель и вчерашний участник зачета мотоциклистов Сириль Депре. В силе гонщиков сомнений не было, зато оставались серьезные вопросы к технике. Удачно стартовать в такой гонке очень сложно, поэтому в Peugeot изначально выбрали осторожную тактику. Целый год шла работа над машиной, но только на боевой дистанции можно было проверить ее реальную силу.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Поиск максимальной скорости в картинге

Команда решила сделать автомобиль заднеприводным. Это явный недостаток в сравнении с полноприводным MINI, но зато технический регламент позволял Peugeot чувствовать себя более раскованно в других областях: например, размер колес и величина хода подвески. Условно говоря, машина Peugeot — это багги с претензией называться внедорожником.

В прошлом у французов было немало побед в «Дакаре», но счет новым триумфам пока не открыт. Первая попытка после возвращения вышла комом — пилоты в основном боролись с сырой машиной, а не с соперниками. На Депре надежды не было вовсе, ведь это был его дебют на внедорожнике, а вот Сайнса и Петеранселя не спасла даже осторожная езда. Начали они гонку в сдержанном темпе, понимая, что главное — собрать для команды хорошие данные для развития машины.

Увы, но у Карлоса гонка не заладилась вовсе. На первых этапах из-за небольших технических проблем он потерял час, а затем налетел на большой камень и разбил машину — одним бойцом у Peugeot стало меньше. Петерансель же продолжал сражение и даже разок в Атакаме, которая наиболее подходила для 2008 DKR, был близок к первой победе на спецучастке — вот только в самом конце дистанции ему не повезло.

На финиш Стефан добрался на 11-м месте с 5-часовым отставанием от победителя — ему несколько раз за гонку приходилось бороться с отказавшей электроникой. Но и гонщик, и команда были готовы к такому ходу борьбы, поэтому голову пеплом никто не посыпал. Главные силы коллектива изначально были ориентированы на 2016 год — там и поглядим, какие уроки извлекли инженеры Peugeot из этой неудачи.

Мастер-класс от Аль-Аттия

Главным фаворитом гонки по традиции была команда MINI. За год она потеряла лишь Петеранселя, который перешел в Peugeot, но в строю остались другие сильные пилоты. В том числе и прошлогодний победитель — Хоан Нани Рома. Тогда испанцу немного повезло, по­этому ему нужно было доказать, что любой успех на «Дакаре» не случаен.

Вот только защищал свой титул Рома лишь один день. На первом же спецучастке он остановился на трассе из-за проблем с электроникой — до финиша Нани добрался на буксире технички. Потеря шести часов означала, что испанец выбывал из борьбы за первое место.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Любительские гонки в картинге. Что важно знать?

За свой шанс ухватился Нассер Аль-Аттия, победитель «Дакара» 2011 года. Катарец отлично подготовился к гонке, что доказывал по ходу всей дистанции. С первого же дня он захватил лидерство и не упускал его до финиша, отсеивая конкурентов одного за другим. Самый сложный день Нассер пережил в Боливии. Его организм не выдерживал перегрузок: пришлось трижды останавливаться из-за приступов тошноты. Но Аль-Аттия мужественно перенес и это испытание — дальше было легче. Можно сказать, что победил он на голом классе, но для этого ему пришлось пройти долгий путь успехов и неудач.

Преследовать Аль-Аттия пытались несколько гонщиков. Поначалу главным из них был Орландо Терранова, но и его MINI не выдержал — аргентинец по техническим причинам выбыл из числа претендентов на титул. В коллективе X-Raid самым везучим оказался как раз Аль-Аттия, у которого, в отличие от напарников, подобных проблем не возникало.

Но даже при этом интрига в гонке жила дольше одной недели. Возмутителем спокойствия стал Жинель де Вилльерс на Toyota. Южноафриканец победил на «Дакаре» в 2009 году и с тех пор ходит в теневых фаворитах. Он очень ровно провел гонку и держался на небольшом расстоянии от Аль-Аттия. Он мог надеяться на ошибку катарца, но при этом не избежал своих. В начале второй недели Жинель ошибся в навигации и потерял разом 20 минут. Жинелю пришлось признать очередное поражение, хотя попытка была неплохая.

Мог удивить и напарник Де Вилльерса. Язид Аль-Раджи памятен своими неплохими выступлениями в чемпионате мира по ралли, а в 2015 году он решил дебютировать на «Дакаре». На выходца из Саудовской Аравии до старта гонки никто не решился поставить. Каково же было удивление, когда он твердо закрепился на третьем месте в общем зачете. Язиду удалось выиграть пару спецучастков, а также близко держаться к двум лидерам. Но под конец гонки сначала он не выдержал нагрузок, допустив ошибку при выборе направления, а затем приказала долго жить техника — отказ выхлопной системы за три дня до финиша! Аль-Раджи доказал, что удачный дебют в ралли-рейде также возможен. А неудача сделает его еще сильнее в следующем году.

Насколько важен в таких гонках опыт, как раз продемонстрировал Нассер Аль-Аттия. Его вторая победа со стороны выглядит очень легкой, но в следующем году зрители вправе ожидать новой захватывающей битвы. Peugeot вернется сильнее и будет нацелено лишь на победу, а теневые фавориты вновь будут ждать свой шанс и, возможно, таки его дождутся.