Михаэль Шумахер. Глава 15. Смена караула

Михаэль Шумахер

Начало февраля 2005-го. Михаэль Шумахер внимательно изучает данные телеметрии в боксах трассы Муджелло. Он очень напряжен – дела у Ferrari идут из рук вон плохо. Новый регламент заставляет использовать один и тот же двигатель в двух Гран При подряд, и это создает дополнительные проблемы. А тут еще и Bridgestone оказался не готов к борьбе с Michelin…

Ferrari F2005, вопреки ожиданиям, оказалась очень сырой, поэтому Росс Браун принял решение выставить на первые гонки сезона модифицированную F2004. Нельзя сказать, что Шумахер сильно обрадовался этой новости, но и огорчаться не стал. «На протяжении пяти лет мы были вне конкуренции, но я прекрасно понимал, что рано или поздно мы столкнемся с проблемами, — говорил немец. — Если в этом году не будет титула? Что ж, жизнь не остановится! К тому же, у наших парней появится дополнительная мотивация, а это только на пользу команде».

В Мельбурне все проблемы итальянской команды выплыли наружу. Машины отказывались ехать быстро и стабильно. Из-за проблем с двигателем Шумахер стартовал аж с 19-го места, а на 42 круге гонки, отчаянно сражаясь за восьмую позицию, не поделил трассу с Ником Хайдфельдом.

«Только не надо никого обвинять, — просил журналистов Михаэль. — Я видел Ника в зеркалах и защищал свою позицию, потом в повороте потерял его из виду и почувствовал удар. После гонки мы посмотрели запись — в тот момент Ник был на траве и не совсем контролировал машину, да и не могу я обвинять гонщика в том, что он хочет меня обогнать. Увы, машина пострадала, и продолжать гонку не было смысла».

В Гран При Малайзии Михаэль надеялся на улучшение ситуации, но, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает. Три дня борьбы с машиной принесли только седьмой результат и всего два зачетных очка. От победителя гонки Фернандо Алонсо Шумахер отстал на 80 секунд. Это был абсолютно не тот результат, на который рассчитывал человек, выигравший 13 из 18 гонок прошлого сезона.

Лучик надежды забрезжил в Имоле. Изрядно доработанная F2005, дебютировавшая всего две недели назад в Бахрейне, где Шумахер квалифицировался вторым, показывала неплохие результаты, и если бы не ошибка в квалификации, немец вполне мог оказаться на первом ряду стартового поля. Но, даже стартуя с 13-й позиции, ему удалось догнать лидирующего Алонсо, и на протяжении двенадцати кругов всерьез щекотать ему нервы. Босс Renault Флавио Бриаторе признался после гонки: «У меня едва не случился сердечный приступ. Я очень боялся, что Фернандо не выдержит такого натиска».

Итальянская пресса ликовала: «Проблемы Ferrari позади!» Не тут-то было. Уже в Испании все вернулось «на круги своя». Шумахер, стартовавший с восьмой позиции, не только сошел с дистанции, но и навлек на себя целую волну критики. Одним из первых слово взял все тот же Бриаторе, в свое время жертвовавший ради Михаэля всем. «Он уже стар, поэтому сломает зубы о Фернандо. Думаю, ему пора повесить шлем на гвоздь».

К счастью, точка зрения Флавио не нашла поддержки в паддоке. Напротив, некоторые высказывали мнение, что в 2005 году Михаэль пилотирует лучше, чем когда-либо, а отсутствие результатов – проблемы Ferrari и только Ferrari.

Вступился за Шумахера даже брат Ральф, отношения которого с Михаэлем испортились после Нюрбургринга-2001, где старший едва не «вмазал» в стену младшего. Правда, благодушие Ральфа длилось не долго. В борьбе за шестое место на прямой «старт-финиш» в Монако Михаэль очень жестко атаковал Toyota брата. На скорости 270 км/час колеса их машин едва не соприкоснулись. «У меня есть ощущение, что иногда Михаэль выключает мозг, — бушевал Ральф. — Если бы контакт произошел, один из нас наверняка свернул бы себе шею».

«Я был всего в шести сотых секунды позади него, поэтому моя атака правомочна, — оправдывался Шумахер-старший. — Я – гонщик до мозга костей, и мы здесь не для того, чтобы попить кофе и поболтать».

Конфликт нарастал, и, казалось, ему не будет конца. Однако, на пресс-конференции перед Гран При Европы Ральф и Михаэль в знак примирения пожимают друг другу руки. Так велят им правила игры, но хочет ли этого сердце?

Ferrari, тем временем, по-прежнему не конкурентоспособна. Михаэль с большим трудом набирал очки в зачет чемпионата мира, лишь изредка добираясь до подиума. Команда находилась в состоянии шока и легкой паники. Единственный раз в сезоне Шумахер поднялся на верхнюю ступеньку пьедестала почета, но и эта победа пришла к нему при весьма специфических обстоятельствах.

Во время пятничных свободных заездов Гран При США в серьезную аварию попал Ральф Шумахер. На скорости 310 км/час он протаранил бетонный отбойник, но, к счастью, остался цел. Анализируя аварию, специалисты пришли к выводу, что виной всему лопнувшая покрышка Michelin, не выдержавшая нагрузку бэнкинга. Обеспокоенные этой ситуацией, французские шинники не рекомендовали своим клиентам использовать привезенные в Индианаполис составы в гонке. Доставить в срочном порядке другие оказалось невозможно, поэтому на старт вышли только команды, «обутые» в Bridgestone – Ferrari, Jordan и Minardi. Естественно, победа в гонке, больше напоминавшей фарс, досталась Красному Барону.

«Команда попросила нас стартовать в гонке и я выиграл Гран При, хотя мне хотелось бы одержать первую победу в этом сезоне в иной ситуации, — разводил руками Михаэль. — Мы знали о проблемах соперников, но сосредоточились на подготовке к гонке, в конце концов, именно в этом заключается наша работа».

Если бы не Индианаполис, семикратный чемпион мира впервые в своей карьере провел бы сезон без единой победы, потому что в оставшихся десяти гонках ему лишь дважды (во Франции и Венгрии) удалось подняться на подиум.

4 сентября в Монце Шумахер официально потерял шансы на чемпионский титул 2005 года. Вопреки ожиданиям, он не был огорчен, а лишь иронично сказал журналистам: «Я сам удивлен тем, как долго носил звание чемпиона мира».

Смена караула произошла.

В чем причина поражения Ferrari и Михаэля? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Кто-то обвинял Bridgestone, кто-то инженеров и гонщиков. У Шумахера же была своя точка зрения, которой он поделился с журналом Autosport:

«Если говорить о результатах, то прошедший сезон оказался самым сложным из всех, что я провел в Ferrari. Мы не побеждали как раньше, но до того, как мы впервые выиграли чемпионат, были и намного более тяжелые годы. Очков мы тогда зарабатывали больше, но эти сезоны очень выматывали психологически.

Мы никогда не говорили о том, что в наших бедах виноват кто-то один. Мы — команда. У нас действительно были серьезные проблемы со сцеплением с трассой, но это зависит не только от резины. Возможно, мы слишком консервативно трактовали новый регламент.

Самым приятным моментом сезона стала гонка в Имоле. Алонсо великолепно провел ее, как и весь сезон в целом. Мне оставалось лишь ехать следом, рассчитывая на ошибку соперника, но Фернандо был неудержим. В тот момент мы все еще верили, что сможем добиться успеха…

Я провел несколько интересных, плодотворных сезонов в Формуле-1. Этих достижений нельзя отнять, но мы отдавали себе отчет в том, что такое преимущество не может быть вечным. В Ferrari работают реалисты.

Фернандо Алонсо заслуженно стал чемпионом мира. Он использовал любую возможность для достижения результата, не совершая при этом ошибок. Мне остается лишь поздравить его!»

Продолжение следует…