Jaguar C-X75. Наследник для ХК?

Jaguar C-X75

Марка Jaguar сделала себе к 75-летнему юбилею подарок! На автосалоне в Париже она показала концепт суперкара, просто напичканный революци­онными идеями. В новой «кошачьей породе» разбирался Алексей ЩЕРБАКОВ.

Создававшие этот автомобиль явно грезили авиацией. Потому что пусковая кнопка здесь находится среди других переключателей на… потолке! Вместо подстраиваемого сиденья — приборный щиток с «баранкой»и педальным узлом, как в истребителе, «подъезжает» к пилоту. Извините, к водителю! В середину подушки каждого кресла вмонтирована массивная скоба с надписью Pull («Тянуть на себя»). Но это не катапульта, как можно было бы подумать, — этими рукоятками открываются двери! Место рычага коробки передач занимает изогнутый кочергой кронштейн, похожий на ручку управления тягой двигателя в кабине самолета. Да, именно тягой, потому что за кабиной здесь размещаются… турбины!

Кстати, турбины в Jaguar C-X75 могли бы и не появиться, не разработай британская фирма Bladon Jets в разгар его проектирования компактную газовую турбину. Ее можно легко поднять на руках, но она выдает 94 л.с. А две турбины — это уже почти 200!

Турбина имеет минимум движущихся частей. Не требует масляной смазки и водяного охлаждения. А потому весит с сопутст­вующей аппаратурой 50 кг. К тому же турбина неприхотлива и может «есть» солярку, биотопливо, сжатый или сжиженный газ.

Такая турбина на редкость экологична: раскручиваясь до сумасшедших 80 000 оборотов, выделяет в атмосферу всего 28 г/км СО2. Что несопоставимо с любым двигателем внутреннего сгорания, от которого инженеры с трудом добиваются снижения этого показателя до 120!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Электрический Jaguar XJ испытывают сильными морозами

Однако вовсе не турбины приводят в движение С-Х75. Их опущенные вниз сопла «дуют» на меняющее угол наклона особое антикрыло за кормой. Оно по-разному, в зависимости от скорости движения по прямой или в вираже, прижимает корму. Да и заслонки каналов нижних воздухозаборников, отвечающих за подачу охлаждающего воздуха к тормозам, открываются лишь по необходимос­ти. Впервые на Jaguar аэродинамика активная!

Подача воздуха к турбинам — особая статья. Каждая прокачивает через себя 35 000 л воздуха в минуту и еще нуждается в охлаждении! Так что этим занимаются один большой воздухозаборник спереди и две пары малых за кабиной. Нижние — для работы, верхние — для охлаждения. Именно из-за большого количества воздушных каналов, пронизывающих этот автомобиль, кресла в нем неподвижны! А работают турбины помимо аэродинамики вполне в духе времени — на зарядку аккумуляторов. Но опять-таки здесь все нестандартно.

Не как у всех

Блок литий-ионных аккумуляторов располагается не на полу кузова, как у большинства современных гибридов и электромобилей, а в носу, уравновешивая заднее «турбохозяйство». Кстати, и аккумуляторный блок, и турбины C-X75 выходят за пределы базы!

А вот непосредственно в движение этот суперкар приводят четыре электромотора. Они располагаются у оснований полу­осей. Каждый весит 50 кг и развивает 195 л.с. Умножить на четыре — получается 780 «лошадей». Добавьте сюда суммарный максимальный крутящий момент, наступающий у электромоторов мгновенно с момента пуска. Итого будет 1600 Нм!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Теперь официально! Все подробности о новом Volkswagen Caddy

Лучше некуда?

Поэтому, как бы ни был тяжеловат этот концепт суперкара (несмотря на свою цельноалюминиевую конструкцию, он все же весит 1,3 т), с места до 100 км/ч он «пуляет» за 3,4 с. С разгоном 0–160 справляется за 5,5. А до 300 (максимальная скорость — 330 км/ч) «запускается на орбиту» за 15,7 с.

На секунду быстрее все это проделывает самый крутой из Bugatti — Veyron 16.4 Super Sport. Но у того довольно прожорливый 8-литровый бензиновый двигатель W16 мощностью 1200 л.с. и задний привод. А Jaguar C-X75 еще и полноприводный! К тому же перераспределять крутящий момент с помощью электромоторов на каждом колесе можно необычайно быстро и гибко.

Правда, емкости аккумуля­торов 19,6 кВт/ч хватает лишь на 110 км пробега. Зато работа турбин добавляет еще 140 кВт, увеличивая пробег до… 900 км! И поскольку турбинам надо «питаться» горючим, в Jaguar C-X75 сзади есть еще топливный бак. Но его емкость всего 60 л. Так что и с пресловутой экономией топлива тут все в порядке!

Когда-то марка Jaguar одной из первых удивляла мир верхневальными моторами, синхронизированными коробками передач и позаимствованными из мира авиации дисковыми тормозами. В этом смысле «турбо­электроход» Jaguar C-X75 вышел достойным про-должателем традиций.