Renault Eolab. Гибрид для всех

Renault Eolab

Знакомьтесь, французский «лоукост»: всего один литр на сто километров. Renault Eolab предлагает целый ряд передовых решений, но создатели скромно именуют его будущим Clio. Года эдак 2022-го…

На Eolab опробовано более сотни инновационных решений, которые со временем реализуют в серийных моделях. Двадцать новых идей найдут конкретное воплощение уже до конца 2016 года, полсотни — до 2018 года и еще сорок — до 2022 года.
Основная задача разработчиков: сокращение выброса CO2. Достигается оно за счет снижения массы, совершенствования аэродинамики и повышения КПД силового агрегата. Сверхзадача проекта — совместить все это с доступной ценой в серийном производстве.

Сцепления нет, синхронизаторов нет, передач всего три. Зато предлагают девять режимов работы гибридного привода: именно столько придумали вариантов кинематической связи между двигателем, электромотором и колесами. Конструкция получилась простой, компактной и эффективной. Поперечный размер гибридного силового агрегата не больше, чем у двигателя и коробки любого компактного Renault. Значит, переоборудовать сборочные линии не придется.

Еще один важный элемент — особо компактный электромотор на постоянных магнитах. У него низкая инерция, высокий крутящий момент (200 Нм от 0 об/мин), мгновенный и четкий отклик, способность точно поддерживать заданный режим, высокий КПД. Такие характеристики позволили доверить электромотору работу сцепления и обойтись без синхронизаторов в коробке передач: при переключении он сам обеспечивает требуемую частоту вращения валов.

Автомобиль стал легче, и теперь литрового 3-цилинд­рового двигателя мощностью 75 л.с. хватает, чтобы обеспечить динамику на уровне Clio с 120-сильным турбомотором TCe (0–100 км/ч за 9 с).

Маленький двигатель расходует меньше топлива, к тому же гибрид на 250 кг легче Clio (без аккумуляторов разница составила бы целых 400 кг). Конечно, чтобы сбросить лишний вес, пришлось потратиться на современные материалы, да и гибридный привод вышел дороже традиционного.

Не только город

Автоматизированная коробка, легкий руль и хороший обзор (вместо зеркал — три
дисплея) облегчают жизнь водителю. Бортовая электроника выдает информацию, помогающую оптимизировать расход топлива и увеличить запас хода на электротяге (почти 65 км). Правда, такой призыв к оптимизации отвлекает от дороги.

  Renault обновила кроссовер Koleos

Прежде чем тронуться, нужно выбрать режим: «электрический plug-in», позволяющий
двигаться на электротяге со скоростью до 120 км/ч (только на первой и второй передачах) или «дальняя поездка»: привод работает в гибридном режиме, экономя заряд аккумуляторов до тех пор, пока вы не въедете в город. На последнем варианте и остановимся. До  скорости 15 км/ч ДВС молчит. Такова конструкция: в отсутствие сцепления тронуться с места на бензиновом двигателе невозможно.

Если аккумуляторы разряжены (например, если в течение месяца автомобилем никто не пользовался), сначала нужно включить функцию Smart Charge: бензиновый двигатель раскрутит генератор, а тот, в свою очередь, за пару минут зарядит 150-килограммовую аккумуляторную батарею до минимально необходимого уровня. На скоростях выше 15 км/ч ДВС и электромотор работают на «бригадном подряде»: аккумуляторы на каждом торможении подзаряжаются, а электромотор на каждом ускорении выполняет обязанности бустера. Чтобы реализовать предусмотренные режимы работы, привод использует все три передачи, при этом вал третьей передачи всегда соединен с бензиновым двигателем.

Доступный?

Весь проект строится на снижении массы, но сбросить лишние килограммы не самоцель. Главное, чтобы новые решения можно было внедрить в производство, не меняя оснастку.

Только так можно удержать на низком уровне и затраты, и расход: ведь Eolab и его серийные наследники должны выйти на рубеж 1 л/100 км, оставаясь при этом по карману самому широкому кругу покупателей.

Собственная масса новинки, как мы уже говорили, на 400 кг меньше, чем у Clio: 130 кг сэкономили на несущем каркасе и кузовных панелях, 160 кг — на «механике», еще 110 кг — на оборудовании и обивке салона.

Во всех случаях очень важна роль поставщиков. Так, компания Saint-Gobain уменьшила толщину ветрового стекла с 4,5 до 3 мм, сохранив при этом все его характеристики. Экономия — 7,7 кг.

  Mercedes-AMG CLA 35. Виртуальные гонки

Компания Faurecia разработала тонкие сиденья с углепластиковым каркасом, облегченную обивку и композитный пластик для днища. Она же принимала участие в работе над каркасом кузова и системой выпуска. Специалисты Michelin предложили облегченные шины 145/70 R17 с низким сопротивлением качению и высокими аэродинамическими свойствами, а инженеры Continental создали компактную тормозную систему.

Наконец, металлурги фирмы Posco подобрали сплав алюминия и магния для панели крыши — она весит 4,5 кг, а стальная весила бы все 10 кг. Значение Cx у Eolab — 0,235, на 30% ниже, чем у Clio. Только за счет этого в пересчете на одинаковые двигатели расход топлива на скорости 130 км/ч снизился на 1,2 л/100 км.

Все меняется

Чтобы снизить турбулентность, конструкторы преду­смотрели за задними колесами специальные поворотные крылышки (высотой 40 см и шириной 10 см), которые на скорости выше 70 км/ч открывают шестисантиметровые щели. На низких скоростях передний спойлер смещается на 10 см вниз, ограничивая поток воздуха под днищем. Колесные колпаки тоже активные: когда нет необходимости охлаждать тормозные диски, специальный механизм поворачивает элементы колпаков, перекрывая промежутки между спицами.

Очень помогает подвеска с автоматической регулировкой высоты: в городе клиренс увеличивается, чтобы автомобиль беспрепятственно преодолевал «лежачих полицейских». На скоростной магистрали Eolab, наоборот, прижимается к асфальту.

Для облегченных пятиместных автомобилей активная подвеска практически обязательна, она корректирует настройки при изменении нагрузки в диапазоне от 805 кг (собственная масса) до 1200 кг (полная масса). Обычные пружины и амортизаторы с такой задачей не справятся, их применение приведет к дисбалансу комфорта и ходовых качеств.

Конструкторы Renault одели концепт Eolab в странный кузов: со стороны водителя одна дверь, со стороны переднего пассажира — две. Сделано это для того, чтобы на одном прототипе проверить поведение конструкций и материалов как в версии купе, так и в обычном 5-дверном варианте. Кстати, капот у Eolab вообще не открывается.