Alfa Romeo 159 против Saab Turbo X. Экзотичный темперамент

Alfa Romeo 159 против Saab Turbo X

Среди существующих автомобильных марок, есть такие, которые на протяжении всей своей истории, с самого ее начала, создавали машины с особым характером. На испытания парочки автомобилей, которые, не являясь экзотическими, все же не совсем такие, как все, приглашает Роман СЕРГЕЕВ/

Среди массовых производителей легковых автомобилей в мире не так уж мало таких, чья продукция явно выделяется из массы конкурентов. В Японии это Subaru, в Штатах – Jeep, в Корее – SsangYоng, а в Европе – Porsche, Alfa Romeo и Saab. Некоторым из них заботливо культивируемая необычность принесла коммерческий успех (Porsche и Subaru), но есть и примеры обратного. В любом случае покупатель от всего этого только выигрывает – чем многообразнее предложение рынка, тем лучше. Кое-кто соблазняется вместе с автомобилем «не как у всех» приобрести имидж неординарного человека.

Особый колорит

Все модели Alfa Romeo и Saab, выпускаемые сейчас или произведенные ранее, отличает своеобразный ярко выраженный характер, вне зависимости от того идет ли речь о спортивном кабриолете или о семейном универсале.

Основа характера Alfa Romeo — это сочетание знойной южной красоты со спортивностью поведения на дороге. Что касается дорожных манер, то аналогов моделям Alfa Romeo можно подобрать немало, а вот красота у них своя, взращиваемая с 30-х годов усилиями не только дизайнеров самой фирмы, но и ведущих итальянских кузовных ателье – Pininfarina, Bertone и ItalDesign. Особенностью стиля Alfa Romeo является его почти полная независимость от моды – скорее мода ходит за Alfa Romeo. Тем, кому показалось, что мы перехвалили дизайн моделей этой марки, советую полистать автоэнциклопедии или каталоги. Вероятно, вам понравится не каждая модель этой фирмы, но, согласитесь, все они очень интересны и проникнуты итальянским духом.

Самобытность

Характер автомобилей Saab едва ли не еще более шведский, чем у Volvo, которые частенько грешили американизмами в оформлении. Хорошо известно, что автомобильное производство Saab начиналось на авиационном предприятии, чем и объясняется оригинальность, как дизайна, так и конструкции, моделей 50-х годов прошлого века.

После поглощения фирмы концерном GM в 1990 году Saab частично подрастерял свою самобытность, к примеру, стали использоваться платформы других подразделений General Motors. Тем не менее эти автомобили все еще сохраняют неординарную внешность, традиционную отделку интерьера и тенденцию использования турбонаддувных двигателей.

Для сравнительных испытаний мы выбрали наиболее свежую модель Saab 9-3, выпускаемую с 2002-го, но подвергшуюся в прошлом году объемной и глубокой модернизации. Среди модификаций нас более всего заинтересовала версия Turbo X — самая мощная, полноприводная, с турбонаддувным мотором V6 (2,8 л, 280 л.с.) и механической коробкой передач. Для пущей важности из названия этой машины выкинули цифровое обозначение, и ее полное имя звучит так: Saab Turbo X.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Блиц-тест Renault Arkana. Три быстрых вывода

Лед и пламень

Прямым аналогом этому брутальному «шведу», среди автомобилей Alfa Romeo является модель 159 с атмосферным мотором V6 (3,2 л, 260 л.с.) с полным приводом и механической КП. О дизайне Alfa Romeo 159, как и большинства моделей этой марки, нет смысла много говорить – их нужно видеть, вернее рассматривать с разных ракурсов и расстояний, желательно при рассеянном освещении, словом, так же, как произведения изобразительного искусства. Собственно, Alfa Romeo 159 и является образцом искусства автомобильного дизайна. Сказать то же самое про Saab 9-3, по-моему, нельзя. Конечно, после прошлогодней модернизации автомобиль буквально преобразился: стал заметнее, ярче и агрессивнее и при этом не утратил своего фирменного шарма. Тем не менее до уровня высокого искусства дизайн его кузова явно не дотягивает.

Традиции

В оформлении интерьеров в обоих случаях практически полностью следовали фирменным традициям, но результат получился разный. Прошлогодняя модернизация почти не затронула отделку салона Saab 9-3, и это не идет ему на пользу. Уникальный рисунок передней панели можно встретить только на моделях Saab, он интересен и привлекателен, но в сравнении с более современными аналогами уже простоват, а скучноватые по цвету и фактуре пластики дополняют впечатление, и салон воспринимается как небогатый.

А вот 159-й соблюдение традиций внутренней отделки явно пошло на пользу. Лежащие на дне глубоких стаканов основные приборы, вынесенные на центральную консоль стаканчики поменьше с второстепенными приборами, сама центральная консоль, сплошь покрытая алюминием, и все это в окаймлении из добротного мягкого пластика. В общем, интерьер Alfa Romeo 159 демонстрирует отличное сочетание одухотворенного итальянского дизайна и почти немецкого качества исполнения.

Никто и не ожидал от Alfa Romeo вместительного пассажирского салона – так оно и вышло. По этой части 159-я уступает многим аналогам, включая, например, и BMW 3-й серии, даром, что тот короче на 160 мм и имеет менее рациональную с точки зрения вместимости классическую компоновку. Причем если ширину салона в плечах задних пассажиров можно считать приемлемой, то пространство для ног сидящих сзади уже явно в дефиците. А еще хуже дела обстоят с высотой салона — над задним сиденьем ее явно не достаточно. Высоким людям галерка 159-й противопоказана.

Высокий потолок?

Немногим лучше вместимость салона Saab 9-3, и то только по одному параметру – высоте над подушкой заднего сиденья, однако и это было достигнуто в ущерб удобству посадки. Проблему решили просто – опустили подушку, что, естественно, отразилось на пространстве для ног задних пассажиров. Ничего утешительного не скажешь и про оба багажных отделения: по объему они невелики, и, хотя задние сиденья складываются, фургон из седана все равно не сделаешь. У Saab, правда, есть одно преимущество – больший проем крышки багажника, обеспечивающий, кроме всего прочего, и меньшую погрузочную высоту.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Тест-драйв Nissan Navara. Золотая середина

Перед оценкой динамических качеств отметим основные технические особенности соперников. Оба представляют собой самые мощные и дорогие модификации обычных легковых автомобилей класса «D».

Имплантация

Для повышения мощности рядные четырехцилиндровые моторы были заменены V-образными «шестерками», примерно в полтора раза большими по рабочему объему. При этом поперечное расположение двигателей сохранено. На Saab, кроме того, был установлен и двухступенчатый турбонаддув. Для того, чтобы справляться с огромной для переднеприводного автомобиля мощностью, к ведущим передним колесам добавили еще и задние. В Alfa Romeo для этой цели используется самоблокирующийся меж-осевой дифференциал типа Torsen. В Saab раздача крутящего момента между осями осуществляется муфтами, управляемыми электронным блоком. Причем на Saab Turbo X этих муфт (Haldex) даже две – одна распределяет крутящий момент между осями, другая прогрессивно блокирует задний дифференциал.

Итак, мощные двигатели и распределение крутящего момента между четырьмя, а не двумя колесами — что еще нужно для полного счастья? Ясное дело – небольшая снаряженная масса. А вот с этим у наших героев прокол. Даже изначально в базовой комплектации они были не самыми легкими моделями среди аналогов. А уж получив ш естицилиндровые силовые агрегаты и полноприводные трансмиссии и обогатившись за счет стандартного и опционного оборудования, оба по снаряженной массе легко перемахнули отметку 1700 кг — у конкурентов, как правило, она на 150 – 200 кг меньше.

Субъективная оценка интенсивности разгона позволяет считать справедливыми значения времени разгона с места до 100 км/ч, заявленные производителями (7,0 с у Alfa и 5,7 с у Saab). А значительный вес этих автомобилей сильнее всего сказывается на начальном этапе разгона с места. Они как бы очень нехотя трогаются и столь же плавно ускоряются. Причем на самых низах Turbo X ведет себя активнее, чем Alfa. Затем где-то на 2000 об/мин у Saab и на 3000 об/мин у Alfa начинается явный рост интенсивности разгона — чем дальше, тем больше, и ослабевает он только на пороге красной зоны. Вывод прост: в целом по динамике разгона выигрывает Turbo X, но в основном за счет лучшей отдачи двигателя на малых оборотах. В середине рабочего диапазона и на верхах оба автомобиля демонстрируют отменную и практически одинаковую резвость.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Тест-драйв Opel Zafira Life. Зефирка на миллион

Почти спорт

На загородных проселочных дорожках за рулем Alfa Romeo сразу же убеждаешься в ее спортивной нацеленности. Тяжеловатый руль с выраженным реактивным действием, очень точный и чувствительный, с минимальной мертвой зоной в центре, тем не менее не делает автомобиль нервным. Ощущается и влияние полного привода – увеличился запас по сцеплению шин с дорогой и уменьшилась склонность к недостаточной поворачиваемости относительно переднеприводных вариантов. Честно говоря, поначалу никто из нас не стремился пересаживаться из почти спортивной Alfa в почти семейный Saab, а зря. Оказалось, что Saab Turbo X наряду с самым мощным мотором и полным приводом получил к тому же доводку ходовой части, став вполне «драйверским» автомобилем.

После итальянской модели первое, что замечаешь, — это очень легкий руль, а второе — что он еще и информативен. Не так подчеркнуто, как в Alfa, но все же. Совсем неплоха и точность рулевого управления, хотя мертвая зона в его центральном положении ощутимо больше, чем у соперницы. В отношении управляемости Saab неплох, но Alfa просто хороша. В конце концов основным доводом в пользу 159-й является то, что от управления машиной получаешь больше удовольствия. Плавность хода в обоих случаях не блестящая, то есть для обычных седанов подвеска жестковата, но здесь уже «либо пение, либо танцы» — чем-нибудь приходится жертвовать. Мы бы пожертвовали плавностью хода, тем паче, что у обоих соперников подвеска не настолько дискомфортна, чтобы соперничать в этом со Smart Fortwo, например. Что касается акустического комфорта, то оба силовых агрегата одинаково малошумны. Нет претензий и к аэродинамическим шумам, и к звуку качения колес.

Что почем?

И, наконец, сакраментальный вопрос: сколько стоит? Alfa Romeo 159 3.2 V6 Q4 обойдется в 316 890 грн. Причем из опций можно добавить разве что круиз-контроль и усилитель Hi-Fi c сабвуфером — все остальное, включая биксенон и кожаный салон, в этой комплектации уже учтено. За богато оснащенный эксклюзивный Saab Turbo X просят 48 000 евро, или по курсу НБУ на момент подготовки материала — 447 тыс. грн., Saab на 30% дороже Alfa Romeo 159. И итальянский автомобиль нельзя назвать недорогим, но Saab просто удивляет — вот одна из основных причин, почему 159-я хоть иногда , но промелькнет в столичном потоке транспорта, а Turbo X — практически вымирающий в Украине вид. Обоим моделям остается уповать лишь на то, что «чудаки украшают мир», хоть их и не так много, чтобы из года в год раскупать все выпускаемое Alfa Romeo и Saab.