Jeep Grand Cherokee против Volkswagen Touareg. Легенды и реалии

Jeep Grand Cherokee — Volkswagen Touareg

Торговая марка Jeep родилась и получила известность как поставщик вездеходов во время Второй мировой войны. С той поры под этим именем выпускаются только внедорожники. Концерн VW, напротив, практически не занимался автомобилями повышенной проходимости до начала этого века. Кто же из них в наши дни стал законодателем мод во внедорожном секторе рынка? Роман СЕРГЕЕВ предлагает выяснить это в тесте.

Если быть точным, то и у VW был эпизодический опыт производства вездеходов – в 1978–1982 годах по армейскому заказу, а также в цивильной версии выпускался компактный и легкий, но вполне соответствующий высоким армейским требованиям «проходимец» VW Iltis. Однако «гражданским» запросам он абсолютно не отвечал, будучи слишком утилитарным и не комфортабельным. Первый свой невоенный внедорожник VW сделал только в 2002 году, назвав его романтическим именем Touareg. Этим, правда, вся романтика и ограничивалась, во всем остальном был чистой воды прагматизм. Разработку машины поделили с Porsche, заинтересовав его использованием платформы Touareg в модели Cayenne, а производство разместили в Словакии, сэкономив на стоимости рабочей силы. Платформу Touareg использует уже не только Porsche Cayenne, но и Audi Q7, выпускаемый на том же заводе, так что суммарный объем производства Touareg и Q7 ограничен возможностями этого предприятия. За прошедшие шесть лет максимальный годовой объем производства Touareg достигал внушительного для дорогих внедорожников значения – 90 тыс. экземпляров. В рекордный для Audi 2007 год было выпущено 78 тыс. штук модели Q7. Еще более дорогой Cayenne производится и продается довольно стабильно по 40—45 тыс. штук в год.

«Старослужащий»

eep Grand Cherokee появился на свет ровно на 10 лет раньше, чем VW Touareg, и за этот относительно небольшой срок сумел завоевать популярность не только у себя в Америке, но и стать одним из самых успешных американских автомобилей на европейском рынке, чему в немалой степени способствовало создание производства Grand Cherokee в Австрии, выпускающего до 50 тыс. европейских модификаций Jeep ежегодно. В Штатах годовой объем производства Grand Cherokee вместе с одноплатформенным Jeep Commander составляет около 200 тыс., из которых на Commander приходится только 30%.

В завершение статистических выкладок приведем две интересные цифры: на каждый Jeep Grand Cherokee, проданный в прошлом году в странах Объединенной Европы, приходится всего 2,2 VW Touareg, а на каждый Touareg, проданный в Северной Америке, —13 Grand Cherokee. Это доказывает, что Grand Cherokee пользуется спросом не только в Штатах, но и у придирчивых европейских потребителей. Чем же «большой индеец» завоевал расположение водителей Старого Света, и каков результат дуэли-теста между ним и по-прежнему привлекательным и практичным VW Touareg?

Grand Cherokee, пожалуй, наиболее удачная модель под брендом Jeep, конечно, если не считать машины, воевавшей во Второй мировой. Сейчас Grand Cherokee многие считают классикой американского вездеходостроения, забывая, что этой классике всего 16 лет от роду, а на конвейере стоит лишь третье поколение этой машины. Создатели Grand Cherokee «попали в десятку» при выборе основных параметров нового внедорожника. Во-первых, по размерности автомобиль стал «золотой серединой» между большими и компактными представителями класса SUV. Во-вторых, в автомобиле было заложено оптимальное для многих потребителей сочетание дорожных и внедорожных способностей.Ну и, в-третьих, дизайнерам удалось создать узнаваемый облик, нарочитая грубоватость которого и явные американизмы в отделке воспринимаются как национальные особенности дизайна.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Тест-драйв Ford EcoSport. Парадоксов друг

Пластика и грация

Внешность VW Touareg отражает не столько немецкий подход к дизайну, сколько фирменный стиль VW, в основе которого сдержанность, строгость и лаконичность. Поставив Touareg на открытую площадку, обходим его по кругу на удалении 15 – 20 м, внимательно вглядываясь в силуэт, пропорции и основные поверхности. Обнаруживаем только одно – взгляду не за что зацепиться. Меняем позицию и обходим автомобиль на расстоянии вытянутой руки. Впечатление меняется довольно сильно — пропорции не видны, зато становятся заметны интересные поверхности и переходы между ними. Сопоставлять же внешность Touareg и Grand Cherokee бессмысленно, уже только по облику это машины для разных людей.

Другое дело сравнительная оценка оформления их интерьеров. Внутренняя отделка Touareg отличается высококачественными материалами, продуманной системой крепежа и безупречной сборкой. Не претендуя на оригинальность, она производит впечатление роскоши и практичности одновременно. Причем, как удалось установить, Touareg с пробегом 60 тыс. км в отнюдь не бережливых руках журналистской братии сохранил надежность крепления панелей внутренней отделки на уровне нового автомобиля – никаких скрипов и стуков, не говоря уже о перекосах и деформациях. К сожалению, опыта подобных наблюдений за Grand Cherokee у нас нет, и мы можем лишь констатировать, что и угловатым рисунком передней панели интерьера, и грубоватыми материалами, и далеко не японским качеством сборки Jeep соответствует лишь среднему уровню заокеанских внедорожников.

Нюансы рынка

Американцы готовы мириться с экономией на оформлении интерьеров, поскольку в Штатах Grand Cherokeе — вполне доступный автомобиль, заслуживающий небогатой внутренней отделки. Но в Европе он позиционируется как престижный внедорожник, и вот тут-то всплывает несоответствие между небогатым интерьером, статусом и ценой.
Устроиться за рулем обеих машин особых проблем не составляет, благо на регулировках кресла и руля никто не экономил. Jeep даже переборщил: есть продольная регулировка педального блока и продольное перемещение рулевой колонки.

Оба автомобиля достаточно просторны и для трех пассажиров на втором ряду сидений. Не вдаваясь в подробности, можем констатировать, что пятеро мужчин ростом 1,9 м, но со стройной фигурой могут, не сильно стесняя друг друга, путешествовать на небольшие расстояния в любой из этих машин.

Что касается багажников, то и их объем, и удобство погрузки-выгрузки на всех внедорожниках сильно зависят от типа и расположения запасного колеса. У Touareg это всего лишь докатка, причем помещающаяся в отведенную ей узкую нишу только в ненакачанном состоянии. А вот у Grand Cherokee запаска – мечта отечественного водителя: полноразмерная шина, смонтированная на таком же легкосплавном диске, что и остальные четыре колеса. Естественно, это потребовало места, и в результате пол багажного отделения оказался, что называется, на высоте, соответственно увеличилась и погрузочная высота. Зато Jeep превосходит соперника по максимальной длине багажного отделения (при сложенных задних сиденьях). В обоих случаях при складывании задних сидений пол багажника остается ровным.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Volkswagen показал 250-сильный Golf GTE

По-легковому

Нейтральная, почти легковая внешность Touareg хорошо корреспондируется с почти легковыми повадками этого автомобиля на дорогах с твердым покрытием. Весьма живой разгон с очень плавными, временами даже излишне затянутыми переключениями передач как в автоматическом, так и в ручном режимах. Дизель великолепен – тихий, почти бесшумный при равномерном движении и проявляющий себя мягким урчанием при интенсивном разгоне, который он с готовностью обеспечивает, несмотря на 2300 кг снаряженной массы.

Grand Cherokee, оборудованный аналогичным по параметрам мотором при том, что он на 165 кг легче, чуть менее активен в разгоне и ощутимо более шумный.

Почти легковое поведение Touareg демонстрирует и в отношении управляемости – точное рулевое управление, не очень большие крены кузова и не слишком сильная склонность к недостаточной поворачиваемости. Однако, как это часто бывает с тяжелыми автомобилями, от усилителя рулевого управления требуется слишком большая доля участия в процессе поворота колес. Водителю же остается задание импульса к повороту и контроль положения руля при его прохождении. От этого страдает информативность рулевого управления, что наглядно иллюстрирует не только VW Touareg, но и такой лидер среди «дорожных внедорожников», как BMW X5.

На асфальте

Что касается Grand Cherokee, то по части управляемости он нас даже немного порадовал. По всем составляющим этой дисциплины он отстает от соперника, но не кардинально.

Наиболее заметный недостаток Jeep в сравнении с VW – большая мертвая зона в центральном положении руля. Но если для спортивного автомобиля это было бы серьезной претензией, то для внедорожника она вполне простительна.

Touareg тоже не без греха – выставив регулировку жесткости демпфирования подвески на максимум (режим «спорт»), получаем постоянное напоминание о качестве дорожного полотна, не пропускающее ни одной выщерблины или иного, даже не очень крупного, препятствия.

Причем это напоминание получают все члены экипажа и в весьма грубой форме, по науке называемой «уровень вертикальных ускорений на подушке сиденья». В общем, за несколько часов мы досыта наелись этих ускорений и все чаще переключали демпфирование подвески в положение «комфорт», полностью снимающее все проблемы с плавностью хода, но, естественно, недаром.

Расплачиваться пришлось, конечно, управляемостью. Сразу ометим, что негативное влияние на управляемость было существенно менее значительно, чем ухудшение плавности хода в режиме «спорт».

Touareg потерял в точности рулевого управления, но не так уж много и только на скоростях, близких к предельным для данного поворота. Даже в режиме комфорт VW «пишет» траекторию существенно точнее, чем Grand Cherokee.

Геометрия

Все вышеперечисленные дисциплины характеризуют поведение автомобиля на дорогах с твердым покрытием, но перед нами два внедорожника, которые хотя и не относятся к бескомпромиссным вездеходам, но уже и не кроссоверы, и проходимость для них немаловажная номинация.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Volkswagen ID.3 проехал на одном заряде больше заявленного

Touareg вооружен пневмоподвеской, правда, за доплату, но для тех, кому время от времени приходится съезжать с твердой дороги, овчинка стоит выделки. Судите сами, у VW Touareg со стандартной пружинной подвеской геометрические показатели проходимости таковы: угол въезда — 28,4°, угол съезда — 28,1°, кли-ренс — 237 мм.
Пневмоподвеска позволяет увеличить эти значения до 33,2°, 33,6° и 300 мм соответственно. У Grand Cherokee эти величины составляют 34,1° 27,1° и 204 мм, причем большой угол въезда обеспечивается легкосъемной нижней частью переднего бампера.

Вне дорог

Оба автомобиля оборудованы сложными и дорогостоящими системами полного привода, использующими межосевой дифференциал и демультипликатор. На «американце» возможна блокировка частично или полностью всех трех дифференциалов по командам электронного блока.

На немецкой машине электронным управлением снабжена муфта, блокирующая межосевой дифференциал, а за доплату можно установить задний самоблокирующийся дифференциал. В итоге привод на все колеса Grand Cherokee в отличие от Touareg может быть заблокирован полностью, то есть все колеса будут вращаться с одинаковой скоростью, и автомобиль сможет тронуться с места, если хотя бы одно колесо сохранит сцепление с дорогой. Однако найти такие условия мы не смогли и убедились лишь в том, что с диагональным вывешиванием оба внедорожника справляются играючи.
Итак, вопрос с проходимостью остается открытым, так как требуются специальные испытания на бездорожье. У VW явное преимущество в геометрической проходимости, а у Jeep – в реализации тяги.

Итоги

В целом Touareg более современный и рафинированный внедорожник, существенно превосходящий соперника на дорогах с твердым покрытием и не теряющий уверенности за их пределами. Но и Jeep превзошел наши ожидания. Это вам не Grand Cherokee первых двух поколений с зависимыми передними подвесками. Новая независимая передняя подвеска и реечное рулевое управление буквально преобразили машину.

Поклонники этой марки и модели считают, что по сравнению с почти легковым Touareg ее внешний вид и поведение на ходу гораздо больше соответствуют классическому представлению о внедорожниках. И с этим нельзя не согласиться.

И все же такие романтики явно остаются в меньшинстве – за первую половину этого года в Украине было продано 909 VW Touareg и 58 Jeep Grand Cherokee. Может быть, дело в цене?

Цена вопроса

Базовая стоимость предоставленного на тест немецкого внедорожника с трехлитровым турбодизелем мощностью 240 л.с. составляет $55 706. Однако установка пневмоподвески и ряда других дополнительных опций повышает стоимость: такой Touareg обойдется уже в $64 800.

Цены на американские кроссоверы фиксированные. Стоимость Jeep Grand Cherokee в базовой комплектации с турбодизелем объемом 3 л и мощностью 218 л.с. составляет $56 200. Так что стартовые ценовые позиции у этих автомобилей практически одинаковы, и вряд ли цена окажется при покупке определяющим фактором. ■