Автомобільні бренди
Автомобільні бренди
ГоловнаТест-драйви та оглядиТест-драйви нових автоPeugeot 308 против Skoda Octavia. Время, порох и пороховницы

Peugeot 308 против Skoda Octavia. Время, порох и пороховницы

Процесс пошел без малого 20 лет назад, и сейчас можно с определенностью утверждать, что дикий украинский автобазар начала 90-х медленно, но верно превратился во вполне цивилизованный авторынок. Роман СЕРГЕЕВ, как всегда на материалах теста, предлагает вспомнить героев этого процесса, но не людей, а автомобили.

Моделей, сыгравших серьезную роль в становлении нашего рынка, довольно много. Это и Daewoo Lanos, ставший действительно народным автомобилем и побивший все рекорды по объемам продаж, и предел мечтаний начинающих автомобилистов Mitsubishi Lancer, еще в 2003 году застолбивший титул самого продаваемого в Украине импортного автомобиля, и Skoda Felicia — первый массовый европейский автомобиль в Украине, и огромный вездеход Toyota Land Cruiser, который на протяжении доброго десятка лет был самым продаваемым иностранным внедорожником на нашем рынке. И все же начать серию тестов-воспоминаний мы решили со Skoda Octavia — и не только потому, что в свое время выпуск модели был налажен у нас в закарпатском Солотвино и она сильно повлияла на формирование вкусов и запросов украинского потребителя, но еще и потому, что та самая первая Octavia выпускается и успешно продается по сей день, несмотря на параллельное производство второго поколения этой модели. Более того, за 2008 год в Украине реализовано 10 552 машины первого поколения (под названием Octavia Tour) и всего лишь 6875 второго (Octavia A5). Конечно, здесь все дело заключается в цене — Octavia Tour дешевле Octavia A5 примерно на 30%, разница в цене базовых версий составлят почти $5000. И это при большом внешнем сходстве — хотя все панели кузова у них разные, принять одну модель за другую очень легко. Только что эта ситуация была подправлена — вторая Octavia прошла довольно объемную модернизацию, и сейчас найти между «сестрами» внешнее сходство уже труднее, чем различия.

Кроме Skoda Octavia Tour, в этом тесте будет участвовать Peugeot 308, свежий западноевропейский аналог, который вполне достоин послужить репером при оценке потребительских качеств как Octavia Tour, так и любого другого современного автомобиля класса «С».

Сверхсрочница

Осенью прошлого года первому поколению Octavia исполнилось 12 лет. По нынешним меркам, уже лет шесть, как пора на отдых, во всяком случае, ее основные европейские конкуренты выходят на пенсию через пять — семь лет жизни на конвейере. А наша «пенсионерка» на трудовом посту, отработав уже два стажа. Причем вовсе не потому, что ей не нашлось замены, напротив, через восемь лет после начала производства на конвейер встала и вторая Octavia, но не взамен, а вдобавок к первой. Octavia II построена на платформе Golf V, а для Octavia I была использована платформа Golf IV. При смене платформ перед разработчиками стояла основная задача — обеспечить максимально возможный уровень Fun to Drive, то есть удовольствие от вождения — область, в которой и Golf IV, и Octavia I заметно уступали лучшим соперникам, в частности, Ford Focus. Надо сказать, решить ее удалось отчасти за счет повышения жесткости кузова на кручение в 1,8 раза, но в основном благодаря замене простенькой полунезависимой схемы задней подвески гораздо более дорогой и совершенной многорычажной конструкцией.

Если же обратиться к дизайну, то результаты обновления обеих машин оказались менее впечатляющими. Несмотря на то что кузов второй Octavia не сохранил ни одной общей кузовной панели с предшественницей, отличить одну от другой можно, только поставив их рядом. То же относится к сравнению четвертого и пятого поколений VW Golf. И, конечно, это не случайность, а маркетинговый прием, если не больше, — идеология постепенного взращивания традиций, фамильного сходства и в конечном итоге статуса премиум-бренда.

Что касается первой Octavia, ставшей теперь Octavia Tour, то она была оставлена в производстве только из опасения потерять традиционного клиента марки Skoda, то есть небогатого ценителя довольно крупных и вместительных, при этом недорогих автомобилей. Дело в том, что новая Octavia стала существенно дороже, практически не уступая в цене своему дорогостоящему родственнику VW Golf.

Нельзя сказать, что Octavia Tour в наше время выглядит старообразно. Скромно и ладно скроенная, строгая и солидная она образец долговечного дизайна. Однако и в том, что Tour не из последних новинок, сомневаться не приходится, и прежде всего ее возраст выдает простенькая светотехника. Для сравнения взгляните на фары и фонари Peugeot 308 — это не просто осветительные приборы, а ключевые элементы наружного дизайна. Причем тут Peugeot 308 вовсе не исключение из правил, а лишь один из многочисленных примеров того, насколько прогресс конструкции фар, в частности, уменьшение их размеров, развязывает руки дизайнерам. Если рассматривать наружность Peugeot 308 в целом, то нельзя не признать ее оригинальной, выразительной и созвучной фамильным традициям. Выразительности и оригинальности может быть даже многовато, особенно тем, кто присматривается к Skoda Octavia.

С другой стороны, потенциальный покупатель Peugeot 308 не обратит внимания на скромницу Octavia Tour. И еще: если Octavia Tour уже доказала моральную долговечность своего наружного дизайна, то Peugeot 308 только предстоит это сделать, и что-то мне подсказывает, что здесь он уступит сопернице.

Без показухи

В оформлении интерьера преуспели разработчики обоих автомобилей. В разное время и разными способами они сумели добиться одного из наиболее ценимых свойств — ощущения богатства и высокого качества внутренней отделки.

Чешской машине передняя панель интерьера досталась почти в подарок. Далеко не все панели и детали отделки между VW и Skoda унифицированы, но по архитектуре передней панели Octavia Tour очень близка к VW Golf IV, а уж комбинация приборов, всевозможные переключатели, дефлекторы системы вентиляции и прочая фурнитура приходят к ним от общих поставщиков. Таким образом, оформлением интерьера Octavia Tour ни в чем не уступает немецким собратьям и так же, как они, оставляет ощущение высокого качества и хорошего вкуса, можно сказать, богатства, но без показной роскоши.

При столь нахальной внешности внутренняя отделка Peugeot 308 кажется едва ли не воплощением классической строгости и сдержанности. Правда, рисунок передней панели 308-го довольно своеобразен, но без эксцентричности. Основные детали изготовлены из мягких пластиков приятной и на глаз, и на ощупь фактуры, а к блестящим ободкам, окаймляющим приборы, добавилось еще пять изящных хромированных ободов дефлекторов системы вентиляции — такой «пустячок» оказался удачным решением: интерьер стал более презентабельным.

Вместимость пассажирского салона у Peugeot однозначно выше, и причина этому тоже очевидна — база 308-го длиннее на 100 мм, он шире на 85 и выше на 70. Различия весьма значительны, и если Peugeot 308 по праву считается одним из самых вместительных автомобилей своего класса, то Octavia Tour — один из самых тесных, причем особо заметен недостаток продольного расстояния между сиденьями. Octavia второго поколения ощутимо крупнее и просторнее Octavia Tour. Зато по сравнению с тем же 308-м Tour явно выигрывает по объему багажного отделения и также по очевидной причине. Дело в том, что, несмотря на увеличенную базу Peugeot 308, его габаритная длина на 230 мм меньше, чем у Skoda Octavia Tour, и практически на ту же четверть метра максимальная длина багажника Skoda превосходит таковую у Peugeot.

Свои нюансы

Переходя к динамическим видам испытаний, так и подмывает лишний раз посетовать на погоду. То слишком морозно, то, наоборот, идет дождь, а на дороге коктейль из свежего снега, снежной каши и проплешин сухого асфальта ­— весна в этом году явно подзадержалась. Вы скажете, где уж здесь ловить нюансы поведения автомобилей. Могу согласиться, но только отчасти. Такая дорога многое скрывает и искажает, но она же позволяет оценить то, что в других условиях не поймать.

Взять хотя бы информативность рулевого управления, она же обратная связь или реактивное действие. Недостаток информативности вреден и на сухом асфальте, но неискушенный водитель может его попросту и не заметить, особенно при расслабленном, прогулочном режиме.

Хорошему драйверу дефицит реактивного действия не только мешает при больших боковых перегрузках, но и снижает удовольствие от управления в спокойном режиме. Переменчивая же дорога со льдом и прочими прелестями предъявляет особые требования к этому параметру, при недостаточности которого начинаешь чаще опаздывать и ошибаться. На леденистой дороге ни Octavia Tour, ни 308-й не проявили каких-либо опасных наклонностей, но разница поведения очевидна.

Хотя Skoda так же, как и Peugeot, не заставляла водителя особенно напрягаться, но все же не могла вселить в него ту же уверенность, что и 308-й. А все дело в том, что руль Peugeot существенно информативнее, и изменение усилия на его ободе без задержки информирует водителя обо всем происходящем в контакте передних колес с дорогой. Размытое реактивное действие рулевого управления Octavia Tour (заметьте, мы говорим только о старушке Tour, новая Octavia по ходовым качествам котируется значительно выше) заставляет водителя рулить на ощупь, по факту — автомобиль уходит с траектории, и, только убедившись в этом визуально, начинаешь корректировать отклонения от курса, естественно, опаздывая и искажая траекторию. К тому же у 308-го рулевое управление еще и точнее, чем у соперницы. Peugeot 308 заслуживает похвалы и за великолепную возможность «руления газом», очень точно и однозначно доворачиваясь в поворот на сбросе газа и распрямляя траекторию при уверенном увеличении тяги.

Покуда неровности дороги ограничиваются стыками и мелкими выщерблинами, Peugeot заметно комфортабельнее, чем Skoda. Но на ухабах покрупнее французской подвеске не хватает энергоемкости, и здесь выигрывает Skoda, демонстрируя неплохие возможности преодоления сюрпризов наших дорог.

Новый BMW и старый VW

Что касается динамики разгона, то и тут ожидаемо победил Peugeot. Никто из нас в этой победе не сомневался, поскольку на нем стоял новейший агрегат BMW (1,6 л, 120 л.с.), в то время как на Octavia Tour — всего лишь старый восьмиклапанный двигатель VW (1,6 л, 102 л.с.). Честно говоря, мы ожидали от мотора BMW даже немного большего, однако, кроме стремления к максимальной отдаче, его создатели должны были уложиться в перспективные нормы по токсичности, а эконастройки обычно идут во вред тяге. Достойный результат принесли и меры по снижению уровня шума двигателя, что хорошо заметно на фоне довольно голосистой Skoda.

Итак, по большей части потребительских свойств, за исключением энергоемкости подвески и вместимости багажника, Skoda Octavia Tour проигрывает гораздо более современному Peugeot 308. И в этом нет ничего удивительного. Однако по результатам украинских продаж за прошлый год Octavia Tour (10 552) более чем в десятеро опередила, в общем-то, успешный Peugeot 308 (880). Может, все дело в ценах? Они в последнее время постоянно корректируются, но в начале апреля картина была следующая: Peugeot 308 со 120-сильным мотором и механической КП стоил минимум $22 000, а 102-сильная Skoda Octavia Tour на «ручке» — от $15 107.

Имидж и традиции

Вывод очевиден: разница в цене более чем убедительная. Однако по стоимости Peugeot 308 практически равен Octavia A5, но и ей француз по объемам продаж проигрывает почти в восемь раз. Значит, дело не только в деньгах, но и в репутации. Имидж марки Peugeot у нас достаточно высок, но тем не менее это французский бренд, а во Франции, как все привыкли считать, хороши только коньяк, шампанское, мода и женщины. А вот марка Skoda смогла утвердиться во мнении потребителей как почти немецкий производитель. Кстати, это подтверждается и на практике — качество, надежность и долговечность моделей Skoda вполне соответствуют «немецкому» уровню.

Підтримайте "АвтоСвіт", підпишіться на наш Telegram-канал та Facebook або читайте нас в Google News, щоб нічого не пропустити.

spot_imgspot_img