Тест-драйв Audi A1. Мал, да удал

Audi A1

Безальтернативности культовых MINI, кажется, приходит конец. Осенью этого года первые покупатели премиального Audi A1 получат свои автомобили у дилеров. Что о каждой из этих машин тогда будет сообщать сарафанное радио, прогнозирует редактор Максим КОЛОСКОВ, испытывавший новинку.

На лавры знаменитого MINI уже посягают итальянский хэтчбек Alfa Romeo Mi.To
и французский Citroёn DS3. Однако ни тот, ни другой подвинуть «британца» пока не могут — по мнению покупателей, им не хватает премиальности. Да и сами модели к культовым отнести еще нельзя. Слишком коротка их история…

Казалось бы, у Audi A1 тоже не слишком богатая родословная: концепт, еще концепт — и… готово. Но было не совсем так. Все началось намного раньше 2007-го, года выпуска первой «единички»…

Жертва во имя брата

В далеком 1974-м у компании появилась модель Audi 50. Через год на ее основе был создан хорошо известный сегодня хэтч­бек VW Polo. Спустя нес­колько лет маленький Audi сняли с производства. В концерне не нашли способа развести по разным нишам почти одинаковые модели (кроме как эмблемами, они почти не отличались). А более доступный «народный» брат оказался успешнее роскошной сестрички.

Прошло почти тридцать лет, и в 2007 году на Токийском автосалоне дебютировал яркий преемник Audi 50 — концепт Audi metroproject quattro. Перспективная разработка была практически готова для серийного производ­с­тва. А ее силовая установка на тот момент была уникальна: гибрид сочетал 1,4-литровый бензиновый турбомотор и электродвигатель привода задних колес.

Спустя примерно год появился концепт 5-дверной версии грядущего хэтчбека — A1 Sportback. Интересно, что он тоже был гиб­ридным, но уже переднеприводным: тот же ДВС работал в паре с менее мощным электромотором. И только в 2010 году на Женевском салоне были рассекречены серийные образцы Audi A1. В общем, интриг в истории создания Audi A1 хватает.

С оглядкой на…

Дизайнеры при создании «единички» стремились наделить ее всеми фамильными чертами: характерная решетка радиатора, линия «торнадо» на боковинах, особая форма и конструкция фар и задних фонарей. Плюс к тому очевидно стремление сделать компакт похожим на Audi TT! Притом что явных внешних сходств этих моделей немного, заглянув в мизерный багажник (267 л), а главное, попытавшись усесться на заднем ряду, понимаешь, что в чем-то А1 и ТТ схожи.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  В Нидерландах утопили в реке новейший Audi RS Q8

Конечно, это не стопроцентный ТТ, где второй ряд рассчитан только на детей или акробатов. Однако кое в чем ощущения совпадают. При росте 1,73 м сам за собой на заднем сиденье я помещаюсь с приличным запасом в коленях, но подпирая головой потолок. К тому же и на подголовник нельзя откинуться — мешает крыша.

Еще один минус — спинка дивана слишком вертикальна, а по углу наклона не регулируется. И слава богу, что второй ряд A1 предлагает строго два посадочных места. Третий здесь был бы совсем некстати.

Премиум на двоих

Зато на передних сиденьях с пространством все в порядке. Водитель и штурман мешают друг другу, только если одновременно кладут руки на центральный подлокотник (опция). Есть сходс­тва «единички» и TT и в стилис­тике панели приборов. Общая тема — авиация: по очертаниям панель A1 повторяет крыло самолета, а дефлекторы системы вентиляции напоминают сопла реактивных двигателей.

По качеству материалов и подгонки панелей салон А1 не уступает старшим моделям Audi. Все детали четко прорисованы, точно изготовлены и старательно подогнаны. Помимо панели приборов из мягких пластиков — козырек щитка, дверные подлокотники… Лишь крышка бардачка жесткая, а прикрываемая ею ниша очень маленькая, почти очечник! Непрактично, конечно, но красота требует жертв. Ведь Audi A1 позиционируют как имиджевую модель, подобно MINI. А имидж редко идет рука об руку с практичностью.

Маленький спортсмен

Усаживаться в кресло водителя со сравнительно небольшими валиками боковой поддержки нелегко. Линия крыши здесь на 50 мм ниже, чем у Polo! Зато сразу настраиваешься на боевой лад и, как выяснилось, вполне обоснованно.

«Единичка» построена на платформе VW Polo последнего поколения, который очень хорош в управлении. Не уступает ему и «братик». Усилие на руле почти невесомое, но при этом информативность на высочайшем уровне. Машина не выматывает на автобане — ладони остаются сухими даже на скоростях под 200 км/ч! Отменно он ведет себя и в поворотах: крены условные, боковые скольжения минимальные. Уверенности добавляет вовремя срабатывающая система EDL, имитирующая блокировку межколесного дифференциала.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Audi готовит к показу кроссовер Q9

По меркам переднеприводных автомобилей, развесовка малышки почти идеальна: в среднем (в зависимости от мотора) 60 на 40 процентов в пользу передка. Владельцы MINI за собранность компакта в поворотах расплачиваются комфортом. Audi A1 — другое дело. Она спокойно проходит неровности, даже «лежачие полицейские» проезжаешь на скорости.

Турбосодержание

Возможно, бескомпромиссно жесткими станут Audi S1 и RS1… Но пока «горячих» версий нет, мериться силами малышке предстоит с MINI One и Cooper. Не ударить в грязь лицом позволят три турбомотора: бензиновые TFSI объемом 1,2 и 1,4 л (85 и 122 л.с. соответственно) и 1,6-литровый турбодизель (105 л.с.). Его в Украине не будет, но и не велика потеря! Мне он показался самым скучным. Для повышения экологичнос­ти «низы» дизеля сильно задушены. С непривычки иногда даже глохнешь.

К бензиновым TFSI привыкать нет нужды. Для легкого хэтчбека (снаряженная масса от 1040 кг) это то, что доктор прописал! Уже с базовым 1.2 TFSI и 5-ступенчатой «механикой» А1 можно не кривя душой назвать динамичным. Его тяги (160 Нм уже при 1500 об/мин) хватает даже на автобанах. А 1.4 TFSI (200 Нм) может быть оснащен 7-ступенчатой роботизированной коробкой передач с двумя сцеплениями S-Тronic, которая управляется подрулевыми переключателями.

Мир формата А1

Комплектаций для A1 обещают всего две — Attraction и Ambition. Но оба варианта вполне «премиальны». Каковы будут возможности индивидуализации модели, сейчас, кажется, и разработчики боятся предположить — счет опций идет на сотни! Глаза разбегаются, хорошо, хоть предустановленную навигацию, входящую в мультимедийный комплекс вместе с высококлассной аудио­системой concert (опция), можно будет оплатить и активировать позже!

В Украине заказы на Audi A1 будут приниматься с конца июля, а «живые» машины появятся в салонах у дилеров уже в конце августа.

Вывод

Создатели и поклонники MINI, как правило, смотрят на новоиспеченных конкурентов культового хэтчбека, как на выскочек. Однако A1, похоже, способна в корне изменить ситуацию. Поговаривают, что в Audi еще до начала продаж уже запланировали увеличение производства компакта…