Тест-драйв Audi A5 Sportback. Хэтч благородного происхождения

Audi A5 Sportback

Кардиналу Ришелье приписывается фраза «предательство — это всего лишь вопрос чисел». Какими же числами Audi A5 Sportback толкает приверженцев других марок на
измену, выяснял Андрей МОТОРОВ.

Фотографии — слишком несовершенное средство передачи нюансов внешности хэтчбека Audi A5 Sportback. Менее убедительным может быть лишь словесное описание этого интереснейшего автомобиля, одним своим видом приглашающего поспорить о современном искусстве.

Умный эстет

Ценители прекрасного давно обвиняют Audi в масштабном тиражировании одного стиля, уж слишком похожи модели. Заодно ругают Вальтера да Сильву: мол, даже купе А5 сумел испор-тить «идущими винтом» поверхностями. Хороший дизайн, знаете ли, должен выглядеть естественно и легко.

Та же волна скепсиса лениво прокатилась в прессе после публикации первых фото A5 Sportback. Не то чтобы новый Audi, скорее — очередной. И это не оптический обман. У Sportback та же передняя и задняя часть, что и у купе А5. Фары, задние фонари, радиаторная решетка, бамперы, капот и передние крылья этих машин — общие. Словом, сходство купе с хэтчбеком — ход намеренный, как и обозначение A5 в названии модели. Даже зоркий внимательный глаз не отличит в зеркале заднего вида Sportback от двухдверного А5, ведь прибавка пары сантиметров в высоту не-уловима. С купе его роднит даже угол наклона стоек…

На этом сходство и заканчивается. Sportback — как творческое переосмысление А5, в некотором роде даже работа над ошибками. Самые характерные линии силуэта оказались и самыми удачными — плавная дуга крыши и эффектный контур боковых окон. Это ветер, пламя, волна — размашистый штрих уверенной руки художника. От такой формы уже не веет геометрическим холодом, не вспоминается «сумрачный
немецкий гений».

Силуэт пятидверного А5 настолько отточен, что впору сравнить его с лучшими образцами метательных клинков, доведенных до совершенного баланса. Перед нами, бесспорно, самый красивый пятидверный автомобиль Audi за всю столетнюю историю марки. Что же помешало принять этот дизайнерский шедевр сразу? Остальные модели Audi. Ведь A5 Sportback едва не затерялся среди угловатых художественных экспериментов «четырех колец», попыток убежать от А6 12-летней «выдержки».

Даже игривый взлет подоконной линии кажется глотком свежего воздуха. Предвидя нежелательное сравнение со знаменитым «изгибом Хоффмайстера» (фирменным стилистическим элементом BMW), дизайнеры ссылаются на собственную историю и демонстрируют Audi 100 Coupe S 1969 года. Впрочем, команда Стефена Зилаффа, главного дизайнера Sportback, черпала вдохновение явно не в шестидесятых.

Виды мощности

На «раздаче» тестовых автомобилей мне удалось удивить клерка Audi. Чтобы вручить какому-нибудь журналисту ключи от бензиновой версии, ему приходится подключать все свое обояние и умение убеждать, я же сам отказываюсь от дизельного варианта, понимая, что у нас эти автомобили, в отличие от Западной Европы, пока будут менее востребованы. Поинтересовавшись, как называется столь интересная в своих предпочтениях страна, молодой человек в футболке Audi отметает в сторону ключи от всех автомобилей с приставкой TDI (моторы 2.0, 2.7 и 3.0 мощностью от 170 до 240 л.с.) и с улыбкой предлагает мне топовую версию с двигателем 3.2 FSI, полным приводом quattro и трансмиссией S-tronic с двумя сцеплениями. И кто скажет, что это плохо — иметь собственные приоритеты?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Тест-драйв Infiniti QX60. Прибавка мощности

Обшитый двухцветной кожей салон сразу задает тон общения с автомобилем. Отделка всех деталей безупречна, как и качество материалов. Большой экран медиасистемы, продуманный интерфейс «климата», приятная на ощупь шайба контроллера MMI… С губ срывается слово «премиум». Там, где на более дешевых версиях скромно притаились заглушки, место занято кнопками всевозможных электронных систем. Чистейший звук Bang & Olufsen с по-европейски подчеркнутой серединой кажется пресноватым, хотя и он создает ауру причастности к чему-то исключительному… Но не уникальному: отличие салона «пятидверки» от купе проявляются только за средними стойками кузова. На заднем сиденье комфортно двоим. Места для ног и плеч предостаточно, но третий здесь будет лишним. Пространства над головой немного — ровно столько, чтобы рослые пассажиры не задевали потолок. Багажник огромен. Причем основная часть его объема — полезная, что под шторкой. Если сложить спинки задних сидений, можно получить почти кубометр свободного пространства.

Не по расчету

Несмотря на совершенную форму, A5 Sportback можно описать и сухим языком математики. С одной стороны, по длине и колесной базе он превосходит купе A5 (плюс 86 и 59 мм соответственно). С другой — Sportback шире (и по габариту, и по колее) и ниже родственного седана А4. Такие параметры обещают прекрасную устойчивость, надежную управляемость и спортивные повадки. Однако признаем: особенности поведения столь незначительны, что нивелируются подбором колес и шин, а фирменная система Audi drive select уравнивает возможности Sportback хоть с купе А5, хоть с универсалом А4. Водитель может выбрать один из трех режимов: комфортный, автоматический или динамичный.

В версиях с контроллером MMI можно индивидуально настроить несколько параметров управляемости. В зависимости от пред-установки изменяются реакции на газ, алгоритм переключений роботизированной коробки S-tronic и усилие на руле. Даже в автоматическом режиме Sportback держит прямую, как обычный А4, стоит на скоростной дуге, как А5, и при этом способен увезти в багажнике велосипед, с которого даже не придется снимать колеса. На Sportback другие, более мягкие, чем на двухдверке, пружины и амортизаторы, но и это мало что меняет.

Заряжен и упакован

Разница в поведении полноприводной версии с активным задним дифференциалом и переднеприводной с электронной имитацией дифференциала повышенного трения существует, но где-то в параллельных измерениях. Уж точно не здесь, на узеньких пыльных дорогах с закрытыми поворотами в окрестностях итальянской Флоренции. Управляемость в штатных режимах настолько свободна от «фона» агрегатов, что случись мне выбирать A5 Sportback для себя, я бы предпочел: 1) версию с двумя педалями, 2) ту, что дешевле, 3) обязательно на красивых колесах S-line, а не на том дизайнерском недоразумении, которое портит вид половины тестовых хэтчбеков.

Может быть, я перегрелся под жестоким тосканским солнцем? Колеса ему, видите ли, важнее двигателя! Нет, не важнее. Но выбор агрегатов теперь дело денег и вкуса. Кому-то нравится ровная тяга бензиновых турбомоторов, кому-то — проступающая сквозь экологическую ленцу мощь шестицилиндрового атмосферника. Но откровенно сла-бых (шумных, прожорливых…) агрегатов в гамме просто нет! Ради контраста ощущений из мощнейшей версии я пересел в базовую 180-сильную 2.0 TFSI… Но контраста как раз не почувствовал, ведь в маршруте не было безлимитного немецкого автобана. Проигрыш в удовольствии от вождения минимален. То же и с трансмиссиями. Одним по нраву четкая шестиступенчатая механика, другим милее семиступенчатый S-tronic, аналог фольксвагеновской DSG, разработанный для мощных продольно расположенных двигателей. Для четырехцилиндровых агрегатов вскоре будет доступен и вариатор Multitronic.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  В Нидерландах утопили в реке новейший Audi RS Q8

Короткая тестовая поездка вселяет чувство, что даже умные электронные системы нужны этому превосходному шасси лишь для имиджа, для удалой инженерной похвальбы. Хотите активный задний дифференциал, способный оперативно перекидывать крутящий момент на более загруженное колесо? Пожалуйста! Или гидроусилитель Servotronic с переменным усилием? Пона-чалу он только сбивает с толку. Перестраиваясь в ползущей пробке после быстрого «прострела» по шоссе, удивляешься внезапно «опустевшей» баранке…

А еще машины экономят топливо: все модификации Sportback теперь используют рекуперативную энергию торможения, а «механические» машины оснащены системами Start/stop.

На своем месте

Интересный получился автомобиль. Никто его не ждал, но когда Sportback наконец появился, мы рукоплещем: «Как это одновременно красиво и практично! Что же мы раньше жили без такого автомобиля?» Конечно, идея не нова. Вспомните хотя бы Mazda 323F 1993 года — дизайнерский хэтчбек с такими же стеклами без рамок и приличным багажником.

Но это история из прошлой жизни. А сегодня в классе «D» нет другого «премиального» хэтчбека. Ходят слухи, что подобную машину готовят баварцы вслед за представленной недавно более крупной 5 series GT. А пока у A5 Sportback нет прямых конкурентов.

Видимо, в Audi считают, что новый хэтчбек так красив, что именуют его исключительно «пятидверным купе». Эстетика — в этом основная идея. Именно поэтому с доктором Ральфом Шварцем, инженером, доводившим подвеску и рулевое управление Sportback, мы разговорились не о нюансах управляемости, а о сути нишевого автомобиля.

— «Пятерка» GT — единственный аналог по формальным признакам, но он существенно дороже. Рассматривать в качестве реальной альтернативы можно разве что Alfa Romeo 159 Sportwagon, но те, кто выбирает Audi, редко задумываются об «Альфе» — и наоборот. Вы понимаете, о чем я?

Есть у A5 Sportback еще одно достоинство, которое смогут оценить даже истовые прагматики. Не секрет, что в Украине универсалы не любят, считая их непрестижными. В этой ситуации соблазн купить практичный дизайнерский автомобиль особенно велик.

Тем более что обойдется он дешевле купе А5! В Германии базовый 180-сильный Sportback на 400 евро дороже аналогичного седана А4 и на 700 евро дешевле «двухдверки». Эти данные позволяют судить и об уровне цен в Украине, но точные цифры мы узнаем только в октябре, ближе к началу продаж.

В 2010 году появится более доступная версия со 160-сильным мотором 1.8 TFSI и вариатором, а также заряженная модификация S5 Sportback с V6 мощностью 333 л.с. от Audi S4.