Что делать с “кустарным” ксеноном, если вернут техосмотр

Почтенный средний возраст украинского автопарка — это не только статистические данные, но и реальные последствия. Причем они касаются не только владельцев машин старше 10-15 (а то и больше) лет, но и всех водителей – ведь даже имея новую машину, вы не застрахованы от появления на дороге встречного авто, которое щедро ослепляет вас своими кустарными «ксеноновыми» фарами.

К чему здесь возраст? Собственно, старение фар зачастую приводит к тому, что владельцы «слеповатых» авто ищут пути, чтобы улучшить видимость ночью, когда фары номинально присутствуют, но света от них меньше, чем от луны на туманном небе. Конечно, есть еще одна причина – желание выглядеть «модно», словно у тебя «иномарка с ксеноном», хотя эти случаи в меньшей степени связаны с решением технических проблем.

Так почему же установка газоразрядных источников света (по-простому называемых «ксеноном»), в те авто, конструкция которых не предусмотрена для этого, является плохой идеей? Дело в том, что заводские газоразрядные фары высокой интенсивности, обычно, имеют линзы, автоматическое регулирование угла наклона луча и омыватели фар, которые не позволяют грязи направить мощный свет в нежелательных направлениях.

Естественно, что ничего такого в машинах со штатными «галогенками» нет. Тем более в разных ВАЗах, которые еще и имеют огромный рефлектор в фаре, размером со сковороду, сияние от которого и ослепляет встречных водителей. В то время как у линз в штатном «ксеноне» небольшой диаметр, и пучок света они фокусируют именно туда, куда следует. Собственно, чтобы не ослеплять других. Кстати, наличие оптической конструкции с линзой в фаре для галогеновых ламп не является «разрешением» устанавливать туда «ксенон».

Можно подумать, что ослепление — это проблема того, кому свет мешает, а не владельца «тюнинга». Однако это ошибочное мнение – если водитель встречного авто потеряет направление движения, а на наших дорогах, где далеко не везде есть разметка, это не так и сложно, тогда риск столкновения возрастает в разы. А это уже непосредственная угроза и для водителя авто с «колхозным ксеноном».

Кроме того, нештатные лампы (как газоразрядные, так и светодиодные) часто дают неправильную форму пучка света, трудно поддаются регулированию, а следовательно светят хоть и ярко, – но не туда. И наконец любителей «зажечь поярче» подстерегает еще одна проблема, которая непременно проявится при прохождении техосмотра. Ведь согласно ПДД (п. 31.4.3) запрещается эксплуатация ТС, у которых количество, тип, цвет, размещение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства, а также в фарах которых используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора.

Во время ОТК (обязательного технического контроля, утвержденного соответствующим Постановлением) будет проверено наличие и исправность фар, цвет их света, правильность регулировки, светораспределение и направление распространения лучей. Отдельно для фар с газоразрядными источниками проверяется работа автокоректора угла наклона и системы их очистки (омывателей). В результате получается так, что пользы от «гаражного ксенонового» света мизер, а вот проблем, как имеющихся, так и потенциальных – масса. Так что же делать, если фары светят плохо, а «тюнинг» тоже не решение?

Как улучшить свет фар легально?

Навести порядок со штатными фарами. Проверьте и при необходимости отремонтируйте механизмы базовой установки (регулировки) фар и автоматической или дистанционной установки угла луча (который должен меняться в зависимости от загруженности авто). Снимите любые накладки, «антигравийные» или тонировочные пленки с фар – они задерживают свет.

Если отражатели выгорели или заржавели, стекло имеет трещины, царапины или помутнело – стоит заменить фары на новые (машины ранних годов выпуска, произведенные еще в СССР или в СНГ). Если замена по каким-то причинам нежелательна, фары можно реставрировать – заменить рефлекторы и линзы, отполировать стекло. Цена такого комплекса варьируется в зависимости от марки авто, сложности случая, типа фары, ее конструкции, и может колебаться в диапазоне от $30 за простую полировку до $200-300 за полную «перепаковку» и ремонт пары фар.

Наведя порядок со всем этим, фары следует отрегулировать на специальном стенде. Процедура эта недорогая, однако эффективная. И дает значительно лучшие результаты чем установка углов лучей по экрану или, тем более, «на глаз».

Навести порядок с электрооборудованием. Поручите автоэлектрику проверить блоки предохранителей, реле, выключатели. Также пусть поведет диагностику состояния АКБ и генератора. Сниженное напряжение на лампах головного света может приводить к уменьшению их яркости в 2-3 раза. Сюда же можно отнести советы относительно рационального потребления бортовой электроэнергии: хоть счетчика для нее нет, однако мощные аудиоустройства, дополнительные обогреватели салона или сидений способны заметно «просаживать» напряжение бортовой сети. Что в результате снижает светоотдачу фар.

Установить новые лампы, и сделать это в соответствии с инструкцией автомобиля. Не стоит покупать лампы повышенной мощности (например 90 Вт вместо положенных 55 Вт) – они имеют высокую теплоотдачу, которая будет негативно влиять на оптику, они будут «просаживать» напряжение, а также могут повредить электрооборудование авто.

Чтобы добиться увеличения светового потока, если в этом есть потребность, можно приобрести лампочки с повышенной эффективностью. Они, как указывают сами производители на упаковках, полностью отвечают требованиям всех стандартов, однако имеют увеличенный световой поток (при стандартной мощности) и немного увеличенные зоны освещения ближе к автомобилю и в направлении обочины. Хотя и определенные «минусы» лампы этих семейств тоже имеют – заметно меньший ресурс в сравнении с обычными лампочками (около 300 часов работы против 1000 у бюджетных), и цена (около $30 за комплект из двух ламп «+150%» типа H7, в то время как пара самых дешевых автомобильных «галогенок» обойдется в $4).

Относительно светодиодных ламп (LED – light emitting diode): с ними не все так просто, как может показаться после ознакомления с их рекламными материалами. Самые дешевые варианты могут не отдавать того количества света, которое указано на упаковке, а также иметь проблемы с фокусировкой луча. Простыми словами – с произвольными рефлекторами свет от них вы получите никудышный.

Продукты от известных производителей должны соответствовать стандартам, однако желательно проверить на практике, действительно ли они достаточно хорошо светят, а также, поскольку у них значительно меньшая потребляемая мощность и особая схема питания, не выдает ли автомобиль сообщение о неисправности фар головного света. Положительный момент при применении автомобильных LED-ламп в том, что большинство из них не требует установки отдельных блоков питания и изменения конструкции посадочного места в фаре, а также, по крайней мере теоретически, они должны служить в 5-10 раз дольше обычной лампы накаливания. Отрицательная сторона – цена, которая для качественных изделий начинается со $150 за комплект.

Все описанные процедуры можно применять и для дополнительных фар, например, противотуманных. Однако напомним, что противотуманки нельзя использовать как дневные ходовые огни вместо «ближнего». Также их не следует включать просто для улучшения освещения дороги, если тумана нет – это ослепляет водителей других авто, движущихся с вами по одной дороге.

Покупая автомобиль, стоит обратить внимание, не установлен ли там нелегальный «ксенон», который можно обнаружить визуально, по специфическому включению фар с некоторой задержкой и последующим плавным набором яркости. Под капотом у таких фар частенько размещены нештатные блоки питания «ксенона» – это тоже довольно заметный признак. Когда обязательный техконтроль будет введен для всех, это может стать причиной недопуска авто к эксплуатации.

Штатные HID (High-intensity Discharge lamp) «ксеноновые» фары должны быть оснащены автоматом регулировки угла наклона луча (именно автоматом, а не регулятором, который активируется вручную из салона), иметь конструкцию с линзой и омыватели. С такими проблем, по крайней мере на техосмотре, быть не должно.

Підпишіться на наш Telegram-канал та Facebook або читайте нас в Google News, щоб нічого не пропустити. А ще ми є у TikTok.

ДЖЕРЕЛОAUTO.RIA.com