Что такое блуждающие неисправности в автомобиле и как их найти

Что такое блуждающие неисправности в автомобиле и как их найти

Если автомобиль не заводится здесь и сейчас, квалифицированному специалисту не составит труда найти причину. Гораздо сложнее бороться с так называемыми блуждающими неисправностями — проблемами, который проявляют себя лишь время от времени.

Закон подлости — единственный закон в нашей стране, который реально работает. Это, конечно, шутка, но в ней есть доля правды: автомобиль начинает хандрить в самое неподходящее время (например, накануне отпуска), а стоит только записаться в техцентр, «болезнь» исчезает так же внезапно, как и появилась. Что же делать владельцу машины, если индикатор Check Engine вчера горел, а сегодня с ним полный порядок? Стоит ли ехать в сервис и что предъявлять специалистам?

С одной стороны, игнорировать ошибки, о которых сигнализирует система самодиагностики автомобиля, неправильно. Конечно, среди них есть и такие, которые не влияют на ходовые качества машины, поэтому большого дискомфорта не доставляют. Но некоторые сами по себе незначительные неисправности способны привести к серьезным поломкам, и их устранение выльется в копеечку. К примеру, на первый взгляд безобидные пропуски в системе зажигания могут стать причиной выхода из строя каталитического нейтрализатора, в котором и будет догорать не сгоревшее в цилиндрах топливо. Так что не обращать внимания на включенный (даже периодически) Check Engine обычно себе дороже.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Нужно ли прогревать двигатель зимой?
Попытки не обращать внимания на текущие неисправности приводят к более глобальным поломкам: к примеру, пропуски зажигания могут стать причиной выхода из строя нейтрализатора выхлопных газов.

С другой стороны, если приехать на сервис в момент, когда все системы автомобиля работают безупречно, диагност вряд ли сможет чем-то помочь. Лучше все-таки попробовать предъявить неисправность или хотя бы ее признак в виде горящего индикатора. Для этого необходимо понять закономерность, по которой проблема возникает: зафиксировать внешние условия или режим движения. Попробуйте самостоятельно добиться повторного включения Check Engine — если удастся, значит, вы сможете сделать это и в сервисе.

Сделай проблему сам?

Раз ошибку невозможно предъявить специалистам, может, разобраться с ней своими силами? В некоторых автомобилях предусмотрен алгоритм считывания кодов ошибок без подключения диагностической аппаратуры. Однако сам по себе код не указывает на источник проблемы — он лишь сужает область поиска. К примеру, если электроника сетует на неисправность датчика, это не значит, что его надо менять: возможно, просто сгнила проводка или окислился контакт. Более того, причины включения сигнала тревоги на щитке и изменения поведения автомобиля оказываются весьма неожиданными. Так, на ряде моделей Nissan при перегорании обеих ламп в стоп-сигналах электроника принудительно ограничивает тяговые возможности двигателя. Может ли водитель предположить, что потеря мощности каким-то образом связана с состоянием ламп в задних фонарях?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Как подготовить двигатель к холодам

Один из реальных случаев — ошибка возникла после того, как владелец автомобиля заменил штатные лампы светодиодными элементами. Электроника среагировала на изменение сопротивления и распознала это как выход ламп из строя, ограничив (в том числе) тягу двигателя. Пару дней этого не было заметно — маршрут пролегал по пробкам, и разогнаться было просто негде. На третий, когда все стало очевидно, пришлось ехать в сервис. Так вот диагност провел не один час в поисках неисправности, хотя, разумеется, предварительно побеседовал с владельцем на тему его последних действий с автомобилем.

Многие неполадки — следствие плохого качества топлива и пренебрежения профилактикой систем автомобиля.

Словом, это не тот случай, когда стоит рассчитывать на собственные силы, если даже профессионалы порой оказываются в тупике.

Полезно знать

Стоимость диагностики напрямую зависит от времени, которое специалист потратит на поиск неисправности. Как показывает практика, в специализированном (по марке) техцентре достаточно высокого уровня (пусть и более дорогого) работы обходятся дешевле, поскольку мастер знает все слабые места профильных автомобилей и быстрее находит источник проблемы. В то же время в универсальном сервисе могут не только дольше провозиться, но и настоять на замене ряда деталей, которые, по мнению местного «спеца», попадают под подозрение.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Масло в автоматической коробке передач - когда и как менять?

Если система самодиагнос­тики автомобиля обнаружила критическую ошибку при тестировании периферийного оборудования, она может дать команду на использование аварийного режима работы двигателя и автоматической коробки передач. В таком случае состав топливовоздушной смеси будет определяться по неким усредненным параметрам. При этом действуют ограничения на максимальное значение частоты вращения коленвала и количества используемых передач.

Некоторые ошибки не влияют на динамические характеристики двигателя, не меняется и расход топлива. Однако игнорировать их все равно не стоит. В частности, электроника может диагностировать неполадки в системе антиблокировочной системы или проблемы с подушками безопасности: хотя каждодневной езде в обычном режиме они не мешают, безопасность автомобиля, понятное дело, страдает.