Откуда и как появляются в салоне автомобиля вредные микроорганизмы? Можно ли с ними бороться? Сейчас разберемся.
Один из основных элементов системы кондиционирования – испаритель. При работе «кондея» этот прибор сильно охлаждается, на его поверхности образуется конденсат, а влажная среда – идеальное место для размножения бактерий. Иногда ситуацию усугубляет забитый грязью и пылью воздушный фильтр. В этом случае (или при отсутствии фильтра как такового) к влаге добавляется еще и дорожный мусор. Воздух, проходящий через испаритель, заносит бактерии непосредственно в салон. Некоторые микроорганизмы вполне безобидны, но отдельные их виды могут вызывать аллергию, вирусные заболевания.
Лучше профилактика
Чтобы не нажить себе неприятностей, специалисты советуют хотя бы раз в год проводить антибактериальную обработку испарителя кондиционера. Верный признак того, что сделать это нужно обязательно, – неприятный запах после включения «кондея». Но лучше всего проводить эту процедуру заранее в профилактических целях. Как правило, антибактериальная обработка представляет собой незамысловатый процесс распыления действующего состава на испаритель. Это можно сделать как в сервисе (не исключено, потребуется демонтаж некоторых деталей), так и самостоятельно. В отдельных случаях (к примеру, когда фильтра салона нет как такового, испаритель сильно загрязнен) рекомендуют снять испаритель с автомобиля и промыть его вручную.
Разобравшись с бактериями, не забудьте заменить фильтр салона. Достаточно взять его в руки даже спустя месяц после установки, как станет понятно — это отличное вместилище для грязи, пыли и микроорганизмов.

Заметим, что в последнее время появились и другие способы обработки. Некоторые из них требуют наличия специального оборудования – к примеру, озонирование. Правда, установки для проведения такой операции есть не на всех СТО. Озонирование салона при включенном кондиционере и режиме рециркуляции воздуха позволяет убить сразу двух зайцев: избавиться от микроорганизмов и стойких посторонних запахов (последнее актуально, к примеру, для заядлых курильщиков).
Проще быть не может
Что касается самостоятельной обработки, и здесь за последнее время появилось немало новаций. Так, известный английский производитель предлагает заметно упростить процедуру – его средство представляет собой аэрозоль, который по инструкции нужно разместить на полу за спинкой водительского кресла и просто нажать на крышку, открыв клапан (опять-таки не забыв при этом включить режим рециркуляции и кондиционер). Спустя некоторое время останется только проветрить салон – можно даже не знать, где находится испаритель кондиционера и что это такое.
На сервисе или собственными силами периодически обрабатывать испаритель надо. Ведь речь идет не просто о комфорте, а скорее о здоровье водителя и пассажиров.
Полезно знать
Уголь против запаха
Помимо стандартных фильтров для салона, в продаже можно встретить и так называемые антибактериальные — выполненные из антиаллергенных материалов, с активированным углем и повышенной степенью фильтрации. Конечно, они не обеспечивают идеальной чистоты системы вентиляции салона и уж тем более его защиты от бактерий, зато, к примеру, хорошо задерживают запахи. Из недостатков — повышенное сопротивление воздуху, что вынуждает включать более высокий скоростной режим вентилятора.
На фильтре любят схалтурить
Замена фильтра салона — как правило, несложная операция, вполне под силу любому автовладельцу. Но на некоторых моделях авто он расположен довольно неудобно, что порождает у сервисменов настойчивое желание схалтурить. Поэтому, несмотря на соответствующую строчку в счете за оказанные услуги, фильтр часто просто не меняют.
Признаки загрязненного фильтра — большое количество пыли на торпедо, снижение эффективности работы кондиционера и отопителя, быстрое запотевание стекол.