Как ремонтируют усилители руля?

Как ремонтируют усилители руля?

Какой из усилителей рулевого управления надежнее: гидро или электро? Леонид ВОРОБЬЕВ решил это выяснить, попутно сравнив их ремонтопригодность и стоимость починки.

Сейчас автопроизводители все активнее используют электроусилители руля (ЭУР) — они отлично вписываются в концепцию снижения потребления топлива. В отличие от насоса гид­роусилителя (ГУР), который постоянно отбирает мощность двигателя, электромотор потребляет энергию только при повороте руля. Есть мнение, что ЭУРы надежнее ГУРов, ведь в них отсутствуют жидкость, сальники и прочие элементы, часто требующие замены. Однако сотрудники техцентров, занимающихся ремонтом усилителей руля, не спешат с выводами.

Гидроусилители — это сплошная механика. Хотя производители рулевого управления по-прежнему пропагандируют принцип модульной замены, в любом крупном городе непременно найдется специализированный сервис, способный заняться именно ремонтом рулевых реек и насосов, что значительно дешевле покупки новых узлов.

Валы на обмен

Как правило, приходится сталкиваться с износом опорных частей рейки, коррозией вала, реже — с поломкой или деформацией зубьев. Техцентры, занимающиеся ремонтом, имеют достаточно большой «обменный парк» — вместо негодной рейки вам быстро установят такую же восстановленную, некогда демонтированную с другого автомобиля.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Что будет, если неправильно подобрать свечи зажигания
Коррозия валов — общая проблема любых рулевых систем. Поверхность этих деталей можно восстановить

А что с ЭУРом? С валом у электроусилителя возникают те же проблемы: порванный пыльник обязательно приведет к коррозии вала, а активная езда по кочкам наверняка станет причиной износа его опор. Однако ЭУР невозможно разобрать и собрать по винтикам. Причиной нарушений в работе усилителя такого типа часто становится электрическая часть — к примеру, попадание воды на блок управления вызывает замыкание дорожек, окисление контактов и прочие хорошо знакомые любому автомобилисту прелести. ЭУР в отличие от ГУРа возьмутся диагностировать далеко не на каждом сервисе: для этого необходимо определенное оборудование.

Если в блок управления ЭУРа попала вода, последствия очевидны. И не факт, что работоспособность этого узла удастся восстановить

Электрическая часть тоже чаще всего ремонту не подлежит. Замыкание в блоке управления, статоре обычно приводит к тому, что рейку приходится менять. К тому же конструкция ЭУРа только кажется простой: множество пластиковых деталей и планетарный механизм довольно сложны, капризны и, бывает, выходят из строя.

Следите за здоровьем рулевого управления

  • Не обращать внимания на стуки в рулевой рейке, как правило, себе дороже. При увеличении люфтов между втулками и валом рейки обычно начинается интенсивный износ зубьев последнего. Восстановить вал уже вряд ли удастся — скорее всего, придется потратиться на новый, а он стоит недешево.
  • При появлении стуков в передней части автомобиля не стоит самостоятельно делать выводы относительно их происхождения и уж тем более покупать «необходимые» запчасти. Даже сервисмены порой ошибаются — к примеру, греша на рулевую рейку, в то время как на самом деле источником звуков является шарнир подвески. Поэтому не тратьте зря деньги на ненужные вам запчасти, а сперва раскошельтесь на диагностику в хорошем техцентре.
  • Если обнаружена течь из-под сальника рулевой рейки, не затягивайте с ремонтом и регулярно проверяйте уровень жидкости в бачке гидроусилителя. Если она вытечет полностью, практически гарантированно выйдет из строя дорогостоящий насос, в котором жидкость используется и для смазки деталей. И имейте в виду: жидкости в системе всего около литра. Поэтому, даже периодически доливая новую, вы вряд ли сможете избежать осушения бачка.