Лобовое стекло. Проблемы и решения

Значимость лобового стекла за последние несколько десятилетий повысилась. Между тем, об этом догадываются далеко не все автовладельцы, да и специалисты СТО, которым мы доверяем установку стекол, тоже не всегда в курсе всех новых ролей лобового стекла.

Современное лобовое стекло называют триплексом, и состоит оно из трех основных слоев – двух стеклянных (силикатных) и полимерной пленки между ними. Спрессованные при нагреве, три составляющие образуют цельное стекло любой заданной формы, достаточно прочное и прозрачное. А главное достоинство трехслойного стекла в том, что оно травмобезопасное. При разрушении наружного силикатного стекла его осколки не разлетаются на острые фрагменты, грозя поранить водителя и пассажиров, а остаются приклеенными к внутреннему слою – пленке. Ради этого триплексу прощают и значительную массу, и повышенную по сравнению с закаленным стеклом хрупкость. Да, кстати, у сталинита (так часто называют закаленное стек­ло) есть еще один недостаток перед триплексом: в случае повреждения закаленное стекло вмиг и целиком становится непрозрачным, а триплекс «мутнеет» только в месте удара. Именно поэтому в автомобилях тройное стекло применяется на наиболее ответственном месте – в качестве лобового.

Триплексу, как и классическому однослойному стеклу, можно придать тот или иной оттенок. Не тонировку, а именно легкий оттенок – зеленоватый, синеватый, нежно-коричневый. Автопроизводители предпочитают различные тона, специально их заказывают «стекольщикам», и в принципе достигается это несложно – используемое для наружных слоев стекло подкрашивается еще при изготовлении, на стадии горячей стекломассы.

Начиная с 1980-х годов, когда лобовое стекло начали вклеивать в кузов, к нему появилось еще одно требование. Возникла необходимость в специальном напылении по периметру – для лучшей адгезии клея и последующей защиты его от ультрафиолета. Примерно тогда же появились атермальные стекла с напылением, содержащим ионы серебра. Такие стекла задерживают часть энергии солнца и препятствуют нагреву интерьера. Наконец, на некоторых премиальных моделях стали применять двойные стекла, которые обеспечивают эффективную шумо­изоляцию салона.

Но все сказанное выше о лобовых стеклах уже давно считается классикой, а в последние годы этот элемент получил несколько новых функций, которые значительно усложнили не только его конструкцию, но и процесс замены.

Новые функции

Даже до того, как «лобовуху» начали вклеивать в оконный проем, а не вставлять на резине, она стала исполнять роль силового элемента. Чтобы соответствовать поставленным задачам, стекло должно иметь определенную толщину, а вышеупомянутое напыление по периметру – быть особо цепким.

Пожалуй, следующим усовершенствованием стекла стал встроенный в него обогрев – сначала для зоны покоя дворников, затем и для всей площади. При подборе нового стек­ла следует учитывать наличие на вашей машине таких опций – как минимум для того, чтобы не остаться без привычных удобств. К слову, для любого электрика не составит проб­лемы организовать подогрев «лобовухи» на машине, где его изначально не было. Конечно, если вы купите новое стекло с подогревом.

Самый распространенный вид подогрева – встроенными в стекло вольфрамовыми нитями, которые заметны визуально, и некоторым водителям они даже мешают. Новый тренд – невидимый обогреватель, который представляет собой прозрачный слой оксида, нанесенный на стекло.

Установка датчиков и камер на лобовое стекло – сложный процесс, который часто требует последующей калибровки электронного оборудования

Со временем лобовое стекло стало еще и площадкой для дополнительного оборудования, касающегося систем безопасности. Это датчик дождя, отвечающий за активацию дворников и омывателя, датчик света, включающий фары, и самое сложное – камеры, которые считывают знаки и отслеживают расстояние до объектов впереди. Стекла для замены поставляются без электронных датчиков и камер, но подготовленное место для их размещения на стекле может быть. А может и не быть. При подборе стекла нужно это учитывать.

Все чаще лобовое стекло становится экраном, когда на него проецируются самые важные для водителя данные – показания спидометра и тахометра, указания навигационной системы и дорожные знаки. Проектор, позволяющий водителю не отводить взгляд от дороги, спрятан в торпедо, но на стекле должно быть специальное покрытие.

Что не так?

Пару слов стоит сказать о том, чем же плохи стекла, которые называют некачественными и кустарными. Оговоримся, что на рынке запчастей ассортимент лобовых стекол довольно широк. Только в условной категории «Китай» есть как минимум два сегмента – качественный и дешевый. Стекло низкого качества может иметь плохо обработанный край, что со временем приводит к развитию трещин. В самых суровых случаях на гладкой поверхности могут просматриваться «вмятины» и оптические дефекты: радужные разводы, матовые или мутные участки.

Но чаще встречаются дешевые стекла без таких явных проблем, но с нештатным коэффициентом преломления света из-за неверной толщины, плохих качеств среднего слоя – пленки и клея. В них, к примеру, назойливее отражается торпедо и детали интерьера, они активнее пускают блики перед глазами водителя в солнечный день.

Нюансы вклейки

Говоря о лобовом стекле, нельзя не сказать о нескольких тонкостях, касающихся его установки на автомобиль. Прежде всего это правильный подбор запчасти, ведь на многие модели существует несколько вариантов даже в пределах каталога одного производителя. Самые коварные отличия связаны с наличием датчиков и типом камер, размещаемых на стекле. Имейте в виду: иногда бывает мало заказать стекло «с камерой» – такие стекла тоже могут быть разными, поэтому подбор должен быть более точным.

Наличие камеры систем безопасности осложняет замену стекла. Собственно, оно вклеивается как обычно, но камера должна быть размещена на своем месте с высокой точностью. После этого согласно официальной дилерской документации требуется провести калибровку камеры, чтобы она не ошибалась с позиционированием машины относительно дорожной разметки, впередиидущих автомобилей и т.п. Впрочем, практика показывает, что при грамотной работе установщиков калибровка не обязательна.

Важный момент при установке – применение качественного клея. Мало кому известно, что, если стекло за­креплено неподходящим клеем, автомобиль не пройдет сертификационные испытания в краш-тесте и не заработает тех звезд Euro NCAP, которыми так любят хвалиться автопроизводители. То есть машина с неправильно установленным стеклом в тяжелом ДТП поведет себя не так, как задумано конструкторами. Клеи, которые применяются на заводском конвейере, доступны также и в системе автосервиса, и именно к ним стоит обращаться при замене стекла на СТО.

Підпишіться на наш Telegram-канал та Facebook або читайте нас в Google News, щоб нічого не пропустити. А ще ми є у TikTok.