Откуда берется дисбаланс колес и как с ним бороться

Откуда берется дисбаланс колес и как с ним бороться

Даже у нового автомобиля могут возникнуть проблемы, заставляющие срочно заехать в сервис. Одна из них — дисбаланс одного или нескольких колес. О причинах его появления рассказывает Леонид ВОРОБЬЕВ.

Комплекс услуг по шиномонтажу — это не только замена покрышки на диске, но и обязательная балансировка колеса. Впрочем, порой балансировки дважды в год бывает недостаточно. Если на руле ощущаются вибрации в некотором диапазоне скоростей, скорее всего, придется вновь заехать к шиномонтажникам. Долгая езда с неотбалансированным колесом чревата повышенными нагрузками на подвеску, а также неравномерным (чаще всего — пятнами) износом протектора.

Какой-то дисбаланс имеет любой диск или шина. Но если колесо прошло через балансировочный станок, значит он находится в допустимых пределах. Откуда же тогда берутся биения на руле?

Не все правда

Причин может быть несколько. Некоторые из них, очевидно, придуманы самими владельцами машины. К примеру, многие считают, что дисбаланс может возникнуть при утере одного или нескольких шипов во время экстренного торможения на асфальте. Посчитаем: вес одного шипа легковой покрышки — не более 2 г. Точность балансировки на станке обычно 5 г. То есть при утере нескольких шипов, причем даже близко расположенных один к другому, повода для беспокойства нет.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Немецкий ADAC провел сравнительный тест всесезонных шин 235/55 R17
Повреждения корда (грыжа) и последующий за этим крупный ремонт покрышки всегда вызывают дисбаланс.

Какова же самая популярная причина дисбаланса? В осенне-зимний период она довольно банальна. К обратной стороне колесного диска прилипает снег или грязь, причем в таких количествах, которые могут вызвать биение колеса. Это чаще всего происходит при движении по глубокой колее или снежной целине. Так что прежде, чем ехать в сервис, проверьте чистоту колеса.

Кстати, зимой дисбаланс может появиться и после мойки. Грязь, смытая с колесных арок, скапливается в нижней части колесных дисков и успевает подсохнуть, пока автомобиль вытирают насухо, пылесосят и т.д. На морозе это все замерзает, а поскольку скорости невелики, то этот груз от колеса подолгу не отрывается.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Полировка фар - что это такое и зачем она нужна
Грузики, применяемые при шиномонтаже, часто теряются в процессе эксплуатации — вновь нужна балансировка.

Подтянитесь

Среди других причин — неравномерное прилегание колеса к ступице либо ослабление его крепления. Для проверки надежности затяжки колеса его желательно вывесить, но порой гайки и болты просто забывают затянуть — в этом случае их можно провернуть даже рукой.

Нередко дисбаланс возникает при деформации шины или диска. В этом случае биение на руле возникает непосредственно после попадания в яму или наезда на препятствие на большой скорости. Деформация диска может быть визуально невидна — обнаружить ее удастся лишь на балансировочном станке. То же можно сказать о грыже: если она образовалась на внутренней стороне покрышки, заметить ее будет непросто.

Мелкие повреждения шин и дисков не всегда заметны, тем не менее баланс колеса они могут нарушить.

Важно знать

  • При покупке бэушной резины желательно сразу же смонтировать ее на диск и провести балансировку. В противном случае может получиться так, что отбалансировать колесо в принципе невозможно (например, шина серьезно деформирована), а предъявлять претензии будет уже некому.
  • Дисбаланс колеса может некоторое время оставаться незаметным. Дело в том, что особенно сильно он проявляется на скоростях выше 80 км/ч. В условиях загруженного транспортом мегаполиса или по скользким дорогам многие автомобилисты могут довольно долго ездить с меньшими скоростями (не будем забывать и об ограничениях в населенных пунктах), даже не подозревая о проблеме. Лишь при выезде на трассу неуравновешенные массы дадут о себе знать. Лихорадочный поиск причины в этом случае результатов не даст — к примеру, возможно, колесо плохо отбалансировали еще при сборке.
  • В зависимости от конструкции балансировочного станка колесо может быть зафиксировано на нем по центральному (конусным адаптером) или по крепежным (фланцевым адаптером) отверстиям. Но есть станки, допускающие оба варианта креплений. Именно они, как считается, обеспечивают наибольшую точность балансировки.