Тормозная жидкость циркулирует в герметичном контуре, и многие водители уверены, что она вечна.
Oдна из обязательных процедур при обслуживании современного автомобиля — замена эксплуатационных жидкостей при определенных пробегах. Все прекрасно понимают, для чего нужно менять моторное масло, но далеко не каждый знает причины, по которым то же самое делают, скажем, с антифризом или тормозной жидкостью. Между тем она банальна — потеря эксплуатационных качеств.
Главная проблема в том, что тормозная жидкость гигроскопична, то есть имеет свойство накапливать влагу, которая так или иначе попадает в систему. «Влажная» жидкость имеет несколько существенных недостатков. Во-первых, она обладает сниженной температурой кипения — значит, есть вероятность ее закипания и отказа тормозов при длительном, активном торможении.
Во-вторых, возникает вероятность коррозии внутренних поверхностей тормозных механизмов. Как только появилась ржавчина, начинают интенсивно изнашиваться резиновые уплотнения. Наконец, увеличение вязкости и ухудшение прокачиваемости такой жидкости приводит к задержке в срабатывании механизмов после нажатия педали. Это напрямую влияет на безопасность езды.
Тормозную жидкость принято менять по крайней мере раз в два года или через 40 000 км пробега (автопроизводители могут устанавливать другие интервалы, но они отличаются непринципиально). Необходимо с большой осторожностью подходить к смешиванию тормозных жидкостей. Если вы не знаете, жидкость какого производителя залита в бачок, лучше не доливать ее, а заменить полностью, иначе после смешения может получиться состав с более низкими эксплуатационными характеристиками. «Особенной» считается жидкость класса DOT 5 на силиконовой основе (не путайте с DOT 5.1 на гликолевой). Чтобы избежать путаницы, их дополнительно маркируют: DOT 5 — SBBF, DOT 5.1 — NSBBF. Основанные на силиконе жидкости несовместимы с другими.

Разумеется, в первую очередь нужно обратить внимание на качество продукта и покупать тормозную жидкость только того производителя, которому вы безоговорочно доверяете. В противном случае можно приобрести низкокачественный суррогат, который не будет в полном объеме выполнять свои функции, что в итоге может привести к плачевным последствиям.
Что важно знать о тормозной жидкости?
- Температура кипения
Это важнейший показатель, определяющий предельно допустимую рабочую температуру гидропривода тормозов. После серии активных торможений некачественная жидкость может закипеть, образуются пузырьки газа, и, как следствие, резко снижается эффективность замедления. - Показатель pH
Если тормозная жидкость имеет кислую среду, возникнет коррозия металлических элементов тормозной системы, если щелочную — пострадают резиновые уплотнители и шланги. Показатель рН тормозной жидкости должен находиться в пределах от нейтрального до слабощелочного, чтобы обеспечить максимальную совместимость жидкости с материалами тормозной системы. - Вязкостно-температурные характеристики
От вязкости жидкости зависит ее прокачиваемость (особенно в зимний период). Чем выше процент влаги в тормозной жидкости, тем выше ее вязкость и тем хуже прокачиваемость при минусовой температуре. Это крайне негативно влияет на эффективность работы тормозной системы. - Антикоррозионные присадки
Для предотвращения коррозии жидкости должны содержать ингибиторы, защищающие сталь, чугун, белую жесть, алюминий, латунь, медь от коррозии. Эти присадки срабатываются в процессе эксплуатации, поэтому, чем «старше» тормозная жидкость в автомобиле, тем меньше ингибиторов она содержит.