Замена фильтров в автомобиле — теория и практика

Замена фильтров в автомобиле

Задумывались ли вы когда-нибудь об интервалах замены расходников на своем автомобиле? Казалось бы, автопроизводитель уже подумал за нас — достаточно просто приезжать на ТО в дилерский сервис через определенные промежутки времени (или после определенного пробега). Перечень операций, входящих в плановое обслуживание, может быть различным, но в любом случае в него включены диагностика основных узлов и агрегатов, замена моторного масла и некоторых фильтров. Значит ли это, что можно забыть о существовании расходных элементов, доверяя заботу об их обновлении специалистам сервиса?

Где истина?

К сожалению, определяя периодичность ТО, производители автомобилей вовсе не стремятся обеспечить двигателю и остальным элементам максимальный срок службы. Некоторые из концернов пытаются снизить расходы на содержание машины, увеличивая межсервисный интервал: мы хорошо знаем, что по некоторым брендам в Украине он доходит до 20 000 км. Другим, как это ни прискорбно, важно отсутствие претензий в гарантийный период, а дальше хоть трава не расти. Так что, строго говоря, рекомендуемый производителями интервал обычно близок к максимально допустимому. Некоторые из них, правда, делают небольшую сноску о тяжелых условиях эксплуатации, при которых интервал рекомендуют сократить. Но далеко не каждый владелец автомобиля (тем более подержанного) утруждает себя чтением сервисных книжек. Так как часто надо менять фильтры?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Как надолго сохранить внешний вид кузова автомобиля

По состоянию

Замена масляного фильтра у ответственных водителей приурочена к обновлению масла. Здесь рекомендации сервисменов хорошо известны: независимо от типа двигателя они советуют заливать новое масло хотя бы раз в 10 000 км и, само собой, при этом устанавливать новый масляный фильтр. Проконтролировать состояние фильтра масла, к сожалению, нельзя, а вот воздушного можно, причем чаще всего для этого даже не надо брать в руки отвертки и гаечные ключи, процедура займет пару секунд — достаточно отстегнуть кожух, который крепится на клипсах.

То, как быстро воздушный фильтр пройдет все эти стадии, зависит от условий эксплуатации. Для одних автомобилей это 5000 км, для других — 15 000 км.

Внешний вид фильтра говорит сам за себя: если бумага скрыта под толстым слоем грязи, необходимость замены вполне очевидна. Многие автомобилисты не отдают себе отчета в том, насколько необходим чистый воздух двигателю автомобиля. Если воздушный фильтр сильно забит, грязь так или иначе начинает проникать через него, при этом пропускная способность бумажного элемента заметно снижается. А мы с вами прекрасно знаем принцип работы двигателя: для сгорания определенной порции топлива необходимо определенное количество воздуха. Его недостаток приводит к снижению мощности мотора и одновременно к росту расхода топлива. Так что экономия на новом воздушном фильтре может вылиться в заметно большие затраты на дополнительные литры бензина или солярки.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Чому дистриб’ютори обирають GSP? Гарантія, і не тільки

Вопрос здоровья

Состояние еще одного автомобильного фильтра — салонного, никоим образом не влияет на расход, зато именно от него зависит то, чем мы дышим, находясь в автомобиле. Если в машине неожиданно стали запотевать окна, за короткое время появился слой пыли на панели приборов, это верные признаки того, что фильтр необходимо заменить. Некоторые считают допустимым эксплуатировать автомобиль вообще без этого фильтра — опять-таки в целях экономии. Однако они забывают, что при этом грязный воздух будет напрямую поступать в испаритель системы кондиционирования, а очистить эту деталь не так просто, а порой и вовсе невозможно. Очень быстро в испарителе (корпус которого обычно влажный) появится «шуба» из пыли и грязи — весьма благодатная почва для размножения микроорганизмов.

Забитый фильтр нарушает нормальную вентиляцию салона: стекла будут запотевать, а детали интерьера — быстро покрываться слоем пыли.

Неприятный запах — это лишь малое зло, с которым придется столкнуться. Так что, если автомобиль оснащен фильтром салона, извольте менять его своевременно. Как часто? Порой он забивается после одной загородной поездки по пыльным дорогам. В любом случае не стоит ждать отведенных автопроизводителем 20 000–30 000 км. Если появились симптомы засорения фильтра (помимо перечисленных выше — слабый поток воздуха из дефлекторов), меняйте его сразу же.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Откуда берется дисбаланс колес и как с ним бороться

Важно знать

  1. Фильтр нулевого сопротивления многие рассматривают как элемент тюнинга, способный повысить мощность двигателя. Однако на деле «нулевик» сам по себе не добавляет лошадиных сил — целесообразность его использования на «гражданских» машинах очень сомнительна. Если он что и повышает, то лишь количество пыли, попадающее внутрь двигателя.
  2. К сожалению, многие автопроизводители сегодня отказываются от топливных фильтров как отдельной детали, предлагая довольствоваться сеточкой у приемника бензонасоса либо интегрированным фильтром, не подлежащим замене. Для отечественного топлива, отличающегося повышенным содержанием механических примесей, это явно не лучшее решение. Снижение пропускной способности интегрированного фильтра сказывается на мощности двигателя, а абразив, проскользнувший в поры сетки, приводит к интенсивному износу топливной аппаратуры.
  3. Стандартные фильтры салона главным образом обеспечивают защиту от проникновения пыли и крупных частиц (сухих листьев и т.д.). В исполнении с угольным элементом они могут также нейтрализовать запахи. Примерно такой же эффект дают различные встроенные ионизаторы системы климат-контроля. Однако изменить химический состав воздуха (очистить его от вредных примесей) не под силу ни одному фильтру и ни одной автомобильной системе.