ГАЗ-ММ. Автомобиль, спасший миллионы жизней

ГАЗ-ММ

Именно такие машины ездили по фрон­то­вым до­ро­гам, а по­сле вой­ны тру­ди­лись на восста­нов­ле­нии раз­ру­шен­но­го хо­зяй­ст­ва. О чудом сохранившейся ле­ген­дар­ной «полуторке» в ред­ком во­ен­ном исполнении рассказывает Алексей ЩЕРБАКОВ.

Уж до чего «ГАЗ-ММ», или в просторечии «полуторка», был конструктивно прост! Его рядная четверка объемом 3,3 л (50 л.с.) с очень маленькой сте­пе­нью сжа­тия (всего 4,2!) могла ра­бо­тать на любом бен­зи­не, а в жару — даже на ке­ро­си­не.

Прямозубые шестерни в четырехступенчатой коробке без синхронизаторов зацеплялись с ха­рак­тер­ным хру­с­том. Оси под­ве­шивались к ра­ме на рес­со­рах: спе­ре­ди на одной по­пе­реч­ной, сза­ди — на двух продольных. Механические тор­мо­за с тро­со­вым при­во­дом на все ко­ле­са не имели уси­ли­те­лей — во­ди­те­ли изо всех сил жа­ли на педаль. Самая прос­тая эле­к­т­рика, по­да­ча бензина са­мо­те­ком из ба­ка, расположившегося между мотором и кабиной, не тре­бо­ва­ли от шоферов глу­бо­ких ­зна­ний. Но для фронта пришлось сделать еще проще!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Неразгаданная тайна смерти создателя дизельного двигателя

Все лишнее долой!

Ле­том 1941 го­да Красная армия потеряла большую часть своего автопарка.
Чтобы быстро воз­ме­с­тить по­те­ри, технологию производства изменили. Пе­ред­ние крылья стали не штамповать, а выгибать на специальном ги­боч­ном стан­ке. Ка­би­ну заме­нил тент на деревянном каркасе, а место две­рей и стекол заняли «скат­ки». Убрали не­нуж­ные на фрон­те бам­пе­ра. Упразднили пе­ред­ние тор­мо­за, глушитель. Боковые бор­та кузова сделали неоткидными. Фару оставили только со стороны водителя — та­кую же ста­ви­ли на тан­ки и са­мо­ход­ки. На всех фар не хватало!

Конечно, у «полуторки» были и недостатки. Часто ломалась передняя рессора, а реактивная вилка переднего моста не выдерживала нагрузок при торможении. Дворник, работавший от разрежения во впускном коллекторе, не успевал чистить стекло при движении с малой скоростью в сильный дождь. Двигатель со смазкой-
разбрызгиванием требовал капремонта через каждые 30 тыс. км. Но альтернативы этому автомобилю не было.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Карло Абарт. Царь скорпионов

На полную катушку

Воевала полуторка повсюду: перебрасывала войска, таскала орудия, подвозила боеприпасы. Незаменимой она стала на «Дороге жизни», связавшей блокадный Ленинград с Большой землей: благодаря легкому весу перевозила людей и продовольствие по Ладожскому озеру до самого начала интенсивного таяния льда. Весной машины шли по кузов в воде!

Лендлизовская автомобильная техника начала поступать в Красную армию только в 1942-м, но после войны ее пришлось вернуть. Поэтому на восстановлении разрушенной страны опять пришлось поработать полуторке. Некоторые экземпляры «бегали» до середины 70-х годов! Но они были уже другими — настоящих фронтовых машин сегодня почти не осталось.

Этот «ГАЗ-ММ» 1943 го­да вы­пу­с­ка был най­ден и вос­ста­нов­лен со­труд­ни­ка­ми Ре­с­та­в­ра­ци­он­ной ма­с­тер­ской Ев­ге­ния Ша­ман­ско­го. Сегодня он стал одним из не­мно­гих ав­то­мо­би­лей времен войны, дошедший до нас в таком состоянии. Спасибо им за это!