Как и когда появился кузов седан

Как и когда появился кузов седан

Если некоторые из нас и не знают, что представляет из себя фастбек или родстер, то уж как выглядит седан, знают все. А люди постарше — особенно хорошо, ведь советский легковой автопарк состоял сплошь из седанов, и остатки былой роскоши все еще массово колесят по украинским дорогам. Но при этом происхождение термина «седан» остается загадкой не только для обывателей, а ведь с ней связана масса интересного. Тут вам и Cеданское княжество, и гугеноты, и куча других непонятных вещей: паланкины, кружева, шерстяная ткань, популярные кареты, пленение Наполеона III, Cеданский прорыв и многое другое. Даже основных теорий, объясняющих это название, на поверку оказалось две.

Sedan chair

Древнее транспортное средство в виде стула с навесом (или без) для переноски влиятельной особы, где в качестве тягловых животных использовались люди, упоминается в древних документах возрастом под две тысячи лет и старше. На всех континентах предприимчивая древняя элита, не обремененная излишним гуманизмом, с удовольствием запрягала людишек и каталась по делам и по гостям. Со временем появились полностью крытые «модели», которые напоминали смесь комфортной будки и носилок.

На русском языке сей вездеход называется паланкин, а вот на английском — sedan chair. Но как в английский язык пришло такое название и почему именно оно стало употребляться для обозначения типа кузова? Может быть, правы те, кто отсылает седаны к латинскому sedes («сиденье») и далее, как вариации на ту же тему, приводит корни из европейских языков на sed, sid, sit. Но опять-таки — сиденье и сиденье, при чем тут тип кузова? Сиденья есть у всех автомобилей…

Теория города Седан

Во французском городе Седан когда-то массово собирались кареты, и в связи с этим слово «седан» прижилось и было использовано уже как термин для автомобилей в последующем. Но почему так произошло — тоже никто не знает. Даже сами седанцы, хоть и утверждают, что автомобильный кузов седан получил название от их города, похоже, не знают причину — раз уж нет никаких объяснений тому ни на сайте города Седан, ни в исторических трудах, посвященных индустриям городов. Так что остальные французы, не имеющие родственников в Седане, утверждают, что это не более чем совпадение. Мы же склонны считать, что обе теории верны — мало того, они дополняют друг друга.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Как надолго сохранить внешний вид кузова автомобиля

Три галантерейщика

Во французском департаменте Арденны, недалеко от бельгийской границы, и поныне есть город Седан. Раскопки показали, что люди жили в этих местах еще со времен палеолита, а впервые название города Седан упоминается в 997 году нашей эры. В Средние века город стал прибежищем протестантов и даже был какое‑то время столицей карликового, но независимого от французской короны Седанско­го княжества. В XVI–XVII веках здесь расцвела кожевенная отрасль, чеканились монеты, собирались часы, оружие, плелись кружева и выпускались шерстяные ткани.

Последнее интересно особенно, ведь шерстяные ткани производились во многих европейских странах, но французские славились своей… нет, не воздушностью и фактурой, а грубостью и, мягко говоря, средним качеством — в сравнении с тканями из Англии, Испании и особенно из Голландии. Но в середине XVII века губернатору Седана Абрахаму Фаберу надоело выслушивать шутки по поводу седанских тканей, и он выписал из самого Парижа трех галантерейщиков и наделил оных привилегией основать производство высококачественной шерстяной ткани в Седане. Помогло: местные производители настолько преуспели в деле, что седанская ткань в скором времени стала считаться символом качества и престижа.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Бронепленка для автомобиля: для чего ее использовать?

Выиграли в отделке

Закрытые транспортные средства на гужевой тяге производились в Европе повсеместно. Изнутри все они обивались тканями, но — по-разному. Это был своего рода аналог современного автомобильного пластика: мягкий — высший класс, жесткий и грубый — «бюджетники». Так вот, особенно шикарными считались кареты, отделанные именно седанской тканью. Самыми продвинутыми каретных дел мастерами тогда считались (вы не поверите!) немцы, но седанской фишкой, сделавшей французские кареты невероятно популярными, стала именно потрясающая плотная черная шерстяная ткань, которой обивался интерьер карет. Тяжелая ткань сложного переплетения из пряжи состояла обычно из двух слоев, благодаря чему имела высокие теплоизолирующие свойства. Лицевая сторона ткани была выделана, как правило, из более высококачественной шерсти, чем изнанка, и в зависимости от структуры и рисунка переплетения она могла быть ворсованной и неворсованной, с гладкой или рисунчатой фактурой.

Носилки мне, носилки!

В XVIII веке кареты (как сейчас автомобили) были и средством передвижения, и фактором престижа и статуса их владельцев. Богатым и влиятельным персонам и членам их семей было негоже ходить пешком — в конце концов это стало считаться даже неприличным. С другой стороны, запрягать карету каждый раз, когда понадобилось отправиться в соседний квартал, — морока, и тут впору пришелся опыт других цивилизаций. В то время шла активная колонизация Азии, и некоторые привычки оттуда были благосклонно приняты в Европе — в том числе и езда в паланкинах. Особенно быстро идея прижилась в Англии, куда паланкины завозили из Индии. Аналогичные индийским носилки, иногда с навесом из ткани, называли новомодным словом palanquin, или по-английски litter («носилки»). Предприимчивые седанцы тут же начали строить мини-кареты на одного человека с роскошным интерьером, которые распространились по лучшим домам Европы. Рабо­владение в те времена еще процветало, и проблем с носильщиками не было вообще. Очень похоже, что именно такие паланкины стали называться sedan chair — сегодня это словосочетание в английском используется просто для обозначения носилок, но когда-то это были носилки именно из Седана. Таким образом, слово sedan стало ассоциироваться с престижем, если речь шла о закрытых и богато отделанных средствах передвижения.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Вредно ли часто мыть автомобиль?

Новая история

Вторую жизнь термин обрел благодаря желанию американских автопроизводителей придать больше шика своим автомобилям. Поначалу приставка «седан» не имела ничего общего с современным определением кузова седан — она обозначала скорее уровень качества, престижности средства передвижения. Естественно, дорогой автомобиль был просто обязан иметь место для хранения багажа, и багажное отделение у автомобильных «седанов», так же как и у карет, представлял собой закрепленный сзади на ремнях кожаный кофр.

Багажник таким образом оказался полностью изолированным от салона. Но когда отдельно закрепленный кофр одной стороной переместился в салон автомобиля, но при этом остался все так же изолирован от салона, кузов уже скорее по инерции стал именоваться готовым термином «седан». После того как самая мощная в мире американская промышленность взяла этот принцип за правило, термин прочно вошел в мировой автомобильный словарь. Независимо от дизайна кузова, компоновка с моторным отсеком спереди, закрытым салоном, центральной стойкой и изолированным багажником называлась и по сей день называется sedan.

Интересно, что сами французы используют термин berline, но это уже совсем другая история.