УАЗ вчера, сегодня и завтра

УАЗ вчера, сегодня и завтра

В этом году Ульяновский автозавод отмечает 70-летний юбилей. Круглая дата заставила Ивана АНАНЬЕВА оглянуться на славную, но непростую историю предприятия, всегда жившего по законам военного времени.

История УАЗа началась в ию-ле 1941 года, когда в Ульяновск из Москвы перевезли оборудование ЗиСа. Первым заработал цех боеприпасов — рабочие чуть ли не под открытым небом выпускали авиационные снаряды. К маю 1942-го помимо бое­припасов удалось наладить сборку трехтонных грузовиков ЗИС-5. В тяжелых условиях здесь делали по 20–30 машин в сутки! При этом автозавода как такового не существовало — решение о его строительстве было принято только в середине 1943 года.

Первый автомобиль собственной разработки в Ульяновске появился в мае 1944-го: УльЗИС-253 грузоподъемностью 3,5 т с дизельным двигателем должен был сменить устаревший ЗИС-5. Ульяновская разработка в итоге прижилась в Миассе, а на конвейер УАЗа вместо собственной машины в октябре 1947 года пришлось ставить более простую «полуторку» ГАЗ-АА. Два года спустя ульяновцы предложили свои машины грузоподъемностью 1 и 1,5 т УАЗ-300/302, но до конвейера они тоже не дошли.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Вехи истории. Забытые типы автомобильных кузовов

В середине пятидесятых УАЗ начал выпуск легковых автомобилей повышенной проходимости ГАЗ-69 и окончательно отошел от производства больших грузовиков. Тогда-то и появилась возможность поставить на конвейер новые модели.

В 1958 году увидел свет санитарный УАЗ-450А — самая первая «буханка». В гамме были и фургон, и бортовой грузовичок, а вот столь востребованный пассажирский микроавтобус появился лишь после модернизации 1966 года, когда семейство получило индекс УАЗ-452. Пройдя череду модернизаций, эти машины выпускаются и сейчас.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Электрическая революция Peugeot. От VLV до e-2008

Смена поколений

Заслуженный ГАЗ-69 продержался на конвейере аж до декабря 1972-го, когда ему на смену пришел УАЗ-469. Именно с этой машиной связаны самые яркие страницы истории УАЗа, ознаменованные десятком международных рекордов. Например, в 1974 году автомобиль за 38 мин чистого времени покорил одну из вершин Эльбруса. А затем спустился вниз.

УАЗ-451В. Пассажирский микроавтобус первого поколения так и остался опытным — заказчик требовал только грузовые и санитарные модификации

Однако к конвейеру машина шла долго. Проектирование началось еще в 1958 году. Экспериментальные внедорожники имели три двери (одна — со стороны водителя). Существовал и вариант с независимой торсионной подвеской, но она оказалась капризной и ненадежной. Более того, в Ульяновске разработали упрощенную и дешевую модель УАЗ-460 для народного хозяйства, но в процессе доводки она превратилась просто в гражданскую модификацию военного «козлика».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Вехи истории. Забытые типы автомобильных кузовов

После развала Союза обнищавшее село и ставшая ненужной армия резко сократили заказы. Чтобы свести концы с концами, предприятие попытались переориентировать на гражданскую продукцию — в конце 90-х появились серия 3160/62 «Симбир» и минивэн УАЗ-3165, был облагорожен «козлик» УАЗ-3151.

В 1974 году автомобили УАЗ без спецподготовки покорили Эверест. Была среди них и «буханка» УАЗ-452.

Но настоящие перемены пришли на ульяновский завод только в 2001 году вместе с деньгами новых хозяев из холдинга «Северсталь-авто» (ныне — Sollers). С ноября 2003-го там организован серийный выпуск глубоко модернизированного «козлика» под брендом UAZ Hunter, место непопулярного «Симбира» занял UAZ Patriot. Созданы новые производственные мощности для выпуска современных агрегатов, модернизированы конвейер и окрасочный цех.

Всего же за 70 лет в Ульяновске было изготовлено более 4 млн машин. И конечно, большое количество боеприпасов.