ВАЗ-2101. Легендарная «копейка» празднует юбилей!

ВАЗ-2101

Ровно 40 лет назад, 19 апреля 1970 года, с конвейера тольяттинского завода сошли первые шесть автомобилей «ВАЗ-2101». С этого момента началась новая эра в истории советского автопрома…

Поговаривают, что автозавод в Тольятти построили по приказу партии и правительства, решивших, что на руках у населения скопилось слишком много денег. Товаров, чтобы обеспечить спрос на них, хронически не хватало, вот кто-то и предложил резко увеличить производство легковых автомобилей. Причем предназначенных в первую очередь для частных покупателей.

Согласно техзаданию машина должна была получиться динамичной, комфортной, надежной и ремонтопригодной. В общем, современной, превосходящей по своим потребительским качествам тогдашние «Волги» и «Москвичи».

Лучше и современнее

Исходя из этих требований, за ос-нову взяли импортный FIAT-124 образца 1966 г. начального уровня оснащения и с 4-цилинд­ровым 60-сильным бензиновым мотором объемом 1,2 л. Однако думать, что «копейка» стала копией итальянской модели, в корне не верно. «ВАЗ-2101» получился значительно лучше и современнее своего прототипа!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Первый переднеприводный автомобиль. Каким он был?

В фиатовскую конструкцию было внесено более 800 изменений. В частности был увеличен дорожный просвет, усилена подвеска и силовая структура кузова. Задние дисковые тормоза заменили барабанными, не боящимися грязи на наших дорогах. Но самое главное нововведение коснулось двигателя. На итальянс­ком FIAT-124 он был нижневальным, а на «копейке» распредвал находился непосредственно в головке блока цилиндров.

За счет более прогрессивной конструкции вазовский агрегат получился на 2 л.с. мощнее италь­янского. Его отдача составляла 62 «лошади». И до 100 км/ч «копейка» разгонялась за… 22 с! Максималка достигала 140 км/ч.

Сегодня эти цифры вызывают лишь ухмылку, а по тем временам они выглядели вполне достойно. «ВАЗ-2101» был лишь самую малость медленнее своего главного конкурента — «Москвича-412», который разгонялся до «сотни» за 19 с. Но при этом объем его двигателя был заметно больше — 1,5 л.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Украинцы продолжают покупать старые ВАЗы. Зачем?

Совместными усилиями

Очень хотелось бы приписать все многочисленные достоинства машины гению отечественных конструкторов. Но, к сожалению, не получится. Трудившиеся над этим проектом советские инженеры признавали, что большая часть работ была сделана итальянцами…

А вот итальянс­ких деталей, вопреки распространенному мифу, на 2101 никогда не ставили. Все комплектующие производились в СССР. А фиатовские клейма, которые можно было увидеть на некоторых деталях, просто изначально были на полученной из Италии оснастке. По мере износа штампов их заменили на новые, и клейма FIAT с деталей пропали. А модели первого семейства вы­пускались вплоть до 1985 г. За это время появилось и множество модификаций: универсал 2102, 21011 и 21013 с измененными моторами. И наконец, люксовые 2103/2106, которые тоже во многом были унифицированы с «копейкой».