Просто о сложном. Как не ошибиться при выборе шин

Просто о сложном. Как не ошибиться при выборе шин

Шина – изделие внешне хоть и круглое, но по сути своей настолько многогранное, что в процессе выбора у непосвященного автомобилиста может голова пойти кругом. Попытаемся упростить задачу.

Прежде всего стоит знать, что во всем мире есть не более сотни людей, которые могут объективно оценить ездовые качества ши­ны. Это профессиональные испытатели компаний-производителей и автомобильные журналисты, имеющие, помимо прочего, доступ к специально оборудованным полигонам и измерительной технике. Поэтому мы настоятельно рекомендуем потребителям делать выбор, опираясь прежде всего не на мнение друзей и знакомых, а на результаты тестов шин, которые регулярно проводят автомобильные издания и независимые специализированные организации. Продавцы-консультанты в профильных магазинах в принципе могут быть хорошо информированы о тонкостях характеристик разных шин, но имейте в виду, что все представленные на рынке модели вряд ли окажутся на полках одного магазина, поэтому продавцы будут вынуждены расхваливать только те, что у них есть.

С другой стороны, большинство моделей шин (исключение – малоизвестные бренды-новички) в штатной дорожной обстановке ведут себя совершенно адекватно. Высокий класс шин, их незаурядные возможности обычно проявляются в каких-то экстремальных ситуациях: вы попали в ливень или гололед, по ошибке вошли в поворот на предельной скорости, вынуждены оттормаживаться перед выбежавшим на дорогу ребенком или перед огромной ямой. Вся пикантность картины в том, что мы не можем знать, когда и где нас этот экстрим поджидает.

Если не заморачиваться

Дважды в год, при смене сезона, мне, как видавшему виды автомобильному журналисту, звонят знакомые и друзья с уже привычным вопросом: какие шины купить? У меня на такие случаи готовы два ответа. Первый: я называю актуальную модель премиального бренда – ту, которая получила самые высокие оценки испытателей. Да, она будет одной из самых дорогих, но при этом и одной из двух-трех действительно лучших. Если человек признается, что премиум-класс ему не по карману, предлагаю купить самую простую модель украинского производства. Откровенно плохих шин в Белой Церкви не делают, и если ездить аккуратно, избегая гоночных режимов, то все будет в порядке.

Это если коротко. Если же вы готовы вникнуть в тему более глубоко – продолжим разговор.

В чем разница?

Параметров у шин столько и они порой настолько противоречивы, что лучшей по всем статьям модели просто не существует. Одна эффективнее тормозит, другая лучше стартует, третья обеспечивает острую, отточенную управляемость, четвертая, напротив, прощает водителю ошибки и до последнего удерживает машину от срыва в занос. Есть резина, хорошо работающая на мокрой дороге, а есть такие себе полуслики, «заточенные» под сухой асфальт.

Именно поэтому верхние строчки рейтингов занимают шины, набравшие максимальное число баллов во всех категориях тестирования. В отчетах с испытаний обычно приводятся таблицы и диаграммы, отображающие все стороны каждой модели.

  Обзор зимних шин Sailun: WinterPro SW61 и WinterPro SW81

Среди летних шин некоторые производители выделяют так называемые дождевые модели, особо приспособленные для движения по мокрым дорогам. Самое главное их достоинство – в способности противостоять аквапланированию, то есть не дать автомобилю стать неуправляемой «лодкой», парящей над слоем воды. А вот их тормозные свойства на мокрой дороге могут быть такими же, как и у обычных, недождевых колес.

Просто о сложном. Как не ошибиться при выборе шин

Зимние шины делятся на две категории: европейские – для мягких зим и так называемые нордические – для более суровых зимних условий. В Украине первые (они обычно дешевле) уместны на машинах, эксплуатирующихся в больших городах, где коммунальщики расчищают снег и успешно борются с гололедом. Но если вам предстоит много ездить по снежно-грязевой каше, по обледеневшим колеям или по свежему снегу либо вам нужно каждый зимний день выбираться из загородного поселка или с нерасчищенной парковки, лучше выбрать нордические шины.

Отдельный (и непростой) вопрос – с шипами они будут или без. Шипы бывают нужны на гололеде или очень плотно укатанном снегу, в остальных случаях пользы от них нет. Зато есть минусы – недолговечность, шум, дороговизна, иногда менее эффективные тормозные свойства на сухом асфальте. Прикиньте, сколько раз за зиму вам приходится ехать по гололеду, и только потом принимайте решение. Кстати, некоторые высококачественные фрикционные ши­ны на льду ведут себя лучше, чем дешевые шипованные. Добавьте сюда тот факт, что многие бюджетные зимние модели ошиповывают не на заводе, а в кустарных условиях. Неправильно установленные шипы еще больше усугубляют недостатки этого типа резины.

Что важнее?

Из характеристик, важных для рядового потребителя, можно в первую очередь отметить тормозные свойства на всех видах покрытий (сухом, мокром, снегу, льду). Также важна способность сохранять управляемость автомобиля при резких маневрах – в украинских реалиях мы часто вынуждены совершать переставки, с ходу объезжая невесть где берущиеся колдобины. Это касается и летних, и зимних шин.

А вот способность держать автомобиль на дуге при критической скорости с позиции рядового водителя мы бы отнесли к второстепенным факторам. Все-таки на скоростной магистрали свой режим может рассчитать каждый водитель.

Если есть данные об «ударопрочности» облюбованных вами моделей, стоит обратить внимание и на них, особенно если вы живете в регионе с разбитыми дорогами. Ведь некоторые конструктивные меры в самом деле существенно повышают прочность боковин и берегут колесо от разрушения на асфальтовых ямах с острыми краями. Что касается износостойкости шин, имейте в виду – более цепкая резина, как правило, изнашивается быстрее. Впрочем, эта характеристика тоже часто отображается в результатах тестов.

  Тест-экспертиза 10 моторных масел. Какое лучше?

Не все водители обращают внимание на такое свойство шин, как их комфортность, хотя ответственность за «трансляцию» в салон шумов и вибраций от дороги зачастую лежит на них. Впрочем, это обстоятельство будет иметь значение, только если у вас современный автомобиль достаточно высокого класса. Ведь многие нынешние бюджетные машины до сих пор остаются шумными сами по себе, и дорожными шумами уюта в них не нарушить.

Размеры

Конечно же, в этом вопросе при покупке придерживайтесь рекомендаций производителя автомобиля. Однако часто физически возможна установка и других колес, например более широких, с более высоким или низким профилем, с иным посадочным диаметром шины. О том, не будет ли колесо «затирать» арки или детали подвески, можно узнать на многочисленных интернет-форумах поклонников вашей модели автомобиля или на сайтах шинных интернет-магазинов, где есть калькуляторы по подбору размерности.

Просто о сложном. Как не ошибиться при выборе шин

Многие автовладельцы стремятся поставить машину на диски большего диаметра. Имейте в виду – в большинстве случаев ничего, кроме изменения внешнего вида (не всегда в лучшую сторону), это не дает. Увеличенный диаметр дисков подразумевает более низкий профиль шины, а это означает более сильную тряску на неровностях и большую вероятность повреждения шины и диска. Лучшая управляемость, за которую ратуют поклонники низкопрофильной резины, будет заметна только в специфических режимах, например в скоростном маневрировании, спортивных соревнованиях на ровном покрытии и т.п. Если вы такими упражнениями не увлекаетесь, покупайте по возможности шины с высоким профилем. Это повысит комфорт в машине и убережет колеса от повреждений. А вместо «литья» увеличенного диаметра купите лучше второй комплект недорогих стальных дисков для зимней резины. Таким образом вы сэкономите массу времени и денег на сезонных «переобувках».

При выборе зимней резины старайтесь из всех возможных вариантов остановиться на колесах с максимально большим внешним диаметром. Лишний сантиметр клиренса (а получить больше за счет шин вряд ли удастся) очень пригодится вам на свежем снегу и в обледеневших колеях.

Где и как?

Наименее желательно покупать шины на рынках, поскольку нет никаких гарантий, что они не пролежали несколько месяцев на асфальте под прямыми солнечными лучами, страдая от ультрафиолета. Многие автомобилисты сегодня покупают шины в интернет-магазинах. Это неплохой способ сэкономить деньги и время. Конечно, при условии поддержки сайтом заводской гарантии на товар. С другой стороны, учтите, что многие «реальные» шинные магазины при покупке комплекта шин практикуют их бесплатную замену в своей мастерской. Причем делается это руками профессионалов, которые заинтересованы качественно «обуть» купленные у них шины и которым в случае чего можно предъявить обоснованные претензии.