Сперва, много лет назад, появились парктроники, затем — электронные системы помощи при движении в пробках, а теперь автомобили уже самостоятельно ездят по городу. Прямо сейчас ездят, когда вы сидите и читаете эти строки.
Нажать на газ, повернуть, проехать несколько метров, затормозить и опять повернуть. И так снова и снова: вождение в условиях большого города или в случае бесконечных пробок является скорее стрессом, чем удовольствием. Поэтому многие современные машины уже принимают часть забот водителя на себя, например, при парковке или плотном движении.
Не только без рук
Однако компания Google хочет предоставить водителю еще больше свободы и в будущем позволить автомобилю полностью перейти в режим автопилота в центральных частях городов. По американским хайвеям уже сегодня ездят тестовые автомобили с системами автоматического управления от Google. По данным концерна, «автоматизированные автомобили» Lexus проехали на данный момент более миллиона километров.
Прежние системы помощи работали только в относительно простых ситуациях: парктроники позволяли ювелирно парковаться, а адаптивный круиз-контроль поддерживал безопасную дистанцию…Современный автопилот должен не только «знать», сколько места вокруг машины, но и уметь распознавать знаки на дороге, а также учитывать перемещения всех прочих участников дорожного движения. Поэтому Google оснащает свои экспериментальные автомобили дополнительными датчиками.
Например, одна камера распознает сигналы светофоров и знаки дорожного движения. Однако самой необычной является система Lidar (Light detection and ranging — лазерная система обнаружения и измерения расстояния): она представляет собой аналог радиолокатора, который вместо радиоволн использует свет и позволяет выявлять объекты вокруг автомобиля на расстоянии до 50 м.
В сочетании с радиолокационными датчиками для помощи при парковке и системой GPS-позиционирования программа Googles Autopilot очень точно определяет «картинку» окрестностей. Она способна идентифицировать сотни объектов, например автомобили, здания, пешеходов и велосипедистов. Кроме этого, система работает со специальными дорожными картами, содержащими гораздо больше деталей, чем привычные.
На желтый
Основываясь на данных, полученных во время испытаний, специалисты Google создали типовые модели поведения других участников дорожного движения. Так, автопилот благодаря постоянному сравнению данных, поступающих от датчиков, способен вести машину, «заглядывая вперед».
Например, при желтом сигнале светофора автомобиль может принять решение проехать перекресток, так как резкое торможение было бы опасно. А когда машина подъезжает к месту проведения ремонтных работ, она автоматически перестраивается на резервную полосу, распознавая дорожные конусы, которыми огорожен участок дороги.
Система автопилотирования пока еще не постигла все тонкости ПДД. Например, автомобиль принципиально останавливается на каждом красном сигнале светофора, хотя в США он не запрещает правого поворота. Система также еще не в совершенстве овладела распознаванием широко распространенных в США перекрестков, где по правилам тот, кто приехал первый и остановился перед знаком Stop, получает право проезда перекрестка первым.
Кроме того, на сегодняшний день одной из нерешенных задач для автомобилей с системой автоматического управления является правильная интерпретация сигналов, подаваемых руками регулировщиком и другими участниками движения.
Однако до применения автопилота по всей Америке еще довольно далеко, так как для каждой улицы эксперты должны разработать новые, очень подробные карты. Кроме того, Google постоянно расширяет накопленный опыт системы автопилотирования, дополняя его другими видами перекрестков, кругового движения, дорожных знаков и вариантами поведения участников дорожного движения.
В настоящее время автопилот уже умеет действовать в полной темноте. Однако компания Google не раскрывает, как датчики и программное обеспечение справляются со снегом, дождем и туманом. Также неясно, каким образом происходит передача управления водителю в критических ситуациях, например если система отключается при въезде на заснеженный участок дороги.
Возникают вопросы и юридического характера: кто будет виновен в ДТП, совершенном по вине автоматики? До сих пор водитель всегда нес исключительную ответственность независимо от того, какие системы помогали ему при движении и парковке. А автомобили Google и другие экспериментальные транспортные средства пока еще ездят по дорогам Калифорнии в порядке исключения. Таким образом, для выпуска на рынок автомобилей с автоматическим управлением требуется не только совершенствование датчиков и ПО, но и юридическая проработка вопросов их эксплуатации.
По мнению экспертов, эта технология может быть применена уже в 2020 году. Однако до соответствующей корректировки законов и международных договоров может пройти еще некоторое время.