Всегда интересно узнать, как делают то, что мы потребляем. Нам выпал шанс проследить путь от капли сырой нефти до упакованного в банки моторного и трансмиссионного масла для наших автомобилей.
Нефтеперерабатывающий заводской комплекс находится в небольшом городке Нотр-Дам де Гравеншон, расположенном на севере Франции. Он совмещает НПЗ Esso и химический завод Mobil 1. Интересен тот факт, что площадь территории завода значительно превосходит размеры самого городка Гравеншон. Завод и сам как город – тут есть органы административного управления, транспортная сеть, производственные и научные учреждения, порт, своя пожарная часть и охрана, магазины и кафе для рабочих.
При столь колоссальных размерах заводского комплекса логистика здесь должна быть налажена, как швейцарские часы. Так и есть: практически всеми процессами управляют компьютеры, за людьми остаются только функции общего контроля.
Завод перерабатывает в год до 12 миллионов тонн сырой нефти, производит до 600 тысяч тонн базовых масел, до 500 тысяч тонн смазочных материалов и до 2 миллионов тонн продуктов нефтехимии.
Это масла Mobil 1 и Esso, топливо, полиэтилен, полипропилен, каучук, адгезионные продукты, парафин, сжиженный нефтяной газ, реактивное топливо, печное топливо, мазут, битум, индустриальные масла, смазочно-охлаждающие жидкости и пластичные смазки.
Синтез синтетики
Сложный процесс производства смазочных материалов начинается с поиска и разработки нефтяного месторождения. Сырая нефть поставляется сюда из разных уголков мира, в том числе России и Африки, где расположены крупнейшие нефтедобывающие платформы ExxonMobil. Всего же компания добывает нефть в 24 странах мира и производит около 4,2 миллиона баррелей нефти в день.
Как только сырая нефть попадает на НПЗ, она проходит процесс обессоливания, потом нефть нагревают в печах, и горячая смесь нефти и паров поступает в дистилляционную колонну. В этом аппарате нефть, представляющая собой сложную углеводородную смесь, подвергается разделению. Осадок на дне колонны используется для производства смазочных материалов на минеральной основе, а образующие его молекулы могут складываться в миллионы комбинаций!
Для каждого этапа переработки используются отдельные резервуары, которых на заводе бесчисленное множество — объемом от нескольких сот литров до десятков тысяч литров.
Чистая химия
Сначала длинные цепочки углеводородных молекул расщепляются до этилена, а затем заново выстраиваются, присоединяя дополнительные молекулы углерода и водорода. Прежде чем получить композиции масел, которые помогают улучшить производительность двигателя, исследователи тестируют огромное количество разных комбинаций, каждая из которых должна пройти тщательные испытания. Сначала все тестируется в лаборатории на компьютерах, а потом испытывается в реальных условиях. Этот процесс может продолжаться несколько месяцев. В год в лаборатории ExxonMobil проводится около 50 000 тестов и еще около 12 000 проб с каждой партии масла проходят испытание на соответствие стандартам. Если ученые обнаружат малейшую ошибку в свойствах масла — всю партию отзывают с производства.
Круговорот масла
После переработки и всех тестов масло разливаются по емкостям разного размера. Маленькие канистры и огромные бочки при помощи симпатичных самоходных вагонеток желтого цвета отправляются на склад, а уже оттуда по суше и по морю едут во все концы света, в том числе и в страны, где была добыта сырая нефть.