Как из старых покрышек строят новые дороги

Как из старых покрышек строят новые дороги

Одни делают из старых покрышек клумбы в огороде и строят заборы. Другие топят ими печь котельной или электростанции. Но самые продвинутые перерабатывают резину особым образом, чтобы делать из нее дороги.

Использовать старые покрышки в дорожном строительстве придумали давно. Резина – ценное сырье, способное передать асфальту свои полезные свойства. Так зачем ежегодно сжигать миллионы покрышек на свалках? Эксперименты по использованию автомобильной (и не только) резины в качестве модифицирующего компонента для асфальтобетона начались более 50 лет назад в США. В Калифорнии, например, половина дорог нынче устроена из асфальта с резиновым компонентом. Старается не отставать и Европа, где к резино-асфальтовым технологиям подошли с другой стороны. Если в США отталкивались от идеи повышения долговечности дорожного покрытия, то Европа начала переработку шин, стараясь избыть собственные экологические комплексы. Ведь сжигать их ежегодно миллионами штук, а уж тем более закапывать, действительно, варварство по отношению к окружающей среде.

  Киевскую кольцевую дорогу хотят сделать платной

На самом же деле, даже не будь на свете использованных покрышек, резину стоило бы добавлять в асфальт. Это подтверждают проведенные во многих странах исследования. Доказано: асфальт с добавлением резиновой крошки более эластичен, он более стойко переносит перепады температуры, долго не трескаясь как в южном, так и северном климате, что увеличивает срок службы полотна на 5–10 лет. При этом расходы на ремонт сокращаются на порядок. Резиновая крошка улучшает дренажные свойства асфальта, что снижает износ полотна во время дождей. Кроме того, за счет увеличенного сопротивления скольжению вероятность заносов на таком покрытии снижается. Экс­плуатация «прорезиненных» дорог доказывает, что количество несчастных случаев со смертельным исходом снижается здесь на 50%. Еще один плюс для безопасности – светоотражающие свойства «резинового» асфальта существенно снижаются.

Отходы или сырье?

Но сначала старые покрышки нужно собрать. Дальше их нужно разобрать – отделить резиновую фракцию от металлического и текстильного корда. Процесс технологичный и дорогой. Потом резину размельчают в крошку с размером частиц от 0,5 до 0,62 мм и от 1 до 2,5 мм, а затем отправляют ее изготовителю дорожного покрытия. Задача последнего – строго соблюсти технологию и дозировку. Иначе крошка может начать выкрашиваться из дороги с известными последствиями. Причем разные технологии позволяют использовать крошку по-разному. По мокрому циклу, вводя ее в состав вяжущего связующего. Либо по сухому, добавляя нерас­плавленный компонент в асфальто­бетон. Больше того, резину полезно добавлять не только в верхний слой дорожного покрытия, но и в основание, что весьма способствует его долговечности и препятствует прежде­временной естественной деформации дороги. А значит – опять экономия на ремонте.

  Bosch разработала панель приборов с 3D-эффектом

Кстати…

Старые шины – ценное сырье. Тонна шин содержит около 700 кг резины и около 250 кг высококачественного металла, которые могут быть повторно использованы для производства топлива, резинотехнических изделий, материалов строительного назначения и для многих других целей. Резиновая крошка относится к группе нетоксичных материалов, не образует вредных соединений в воздушной среде и сточных водах. В присутствии других веществ – экологически безопасна.