Как работает система автопарковки

Долгое время процесс парковки ассоциировался у автолюбителей, особенно женского пола, с чем-то неприятным и сложным. С изобретением системы автопарковки справиться с этой задачей сможет даже ребенок. если, конечно, он способен дотянуться до педалей…

Как только автомобиль на­учился передвигаться задним ходом, возник вопрос, как это сделать максимально безопасно. Простейшим помощником при парковке задним ходом стали зеркала заднего вида, которые начали устанавливать как вне, так и внутри автомобиля. С развитием технологий на помощь водителю пришла электроника. Так, в начале 90-х годов прошлого века на топ-моделях люксовых брендов появились акустические парковочные системы — парктроники. Система использует ультразвуковые датчики — сонары, врезанные в переднем и заднем бамперах для измерения дистанции к ближайшим объектам. Когда расстояние до препятствия сокращается, система предупреждает водителя с помощью звуковых сигналов или световой индикации на приборной панели. Сегодня такую систему можно заказать в качестве опции практически на всех автомобилях, включая самые бюджетные.

Смотрим в камеру

Следующим этапом развития парковочных ассистентов стали камеры заднего вида. В начале «нулевых» камеры ставили вместо ультразвуковых датчиков, например, на Nissan Primera, но потом решили не экономить и использовать их в тандеме. С удешевлением электронных комплектующих черно-белые экраны сменили цветные, а затем помимо обычного изображения на дисплеях появилась продольная и поперечная разметка. Дальше — больше. В «продвинутых» системах помимо разметки компьютер в зависимости от положения руля «рисует» на мониторе текущую траекторию парковки. Чтобы идеально припарковаться, водителю достаточно совместить свою траекторию с предложенной компьютером. Но и в этом случае приходится крутить руль, нажимать на педали и смотреть на монитор камеры заднего вида. Вот если бы автомобиль мог парковаться сам…

Эта мысль не покидала многие умные головы. В частности, в 1992 году инженеры концерна Volkswagen представили концептуальный автомобиль VW Futura. Среди различных инновационных решений в его конструкции была реализована система автоматической парковки. Автомобиль был оснащен инфракрасными лазерами, которые сканировали пространство между машинами на парковке, а за расстоянием до бордюра следили ультразвуковые датчики. На основе данных от этих датчиков бортовой компьютер управлял газом, тормозом, трансмиссией и электромоторами, которые поворачивали все четыре колеса машины. Водитель мог выбрать одно из пяти направлений парковки: вперед, назад, прямо, параллельно или перпендикулярно, а затем мог выйти из машины и наблюдать за парковкой со стороны. Высокая стоимость подобной системы не позволяет реализовать ее даже сегодня, спустя 20 лет, но отдельные идеи нашли свое применение в современных системах автоматической парковки.

Автопилот

Первой на серийном автомобиле систему, получившую название Intelligent Parking Assist (IPA) предложила компания Toyota. В 2003 году ее получил гибридный Prius для японского рынка. При парковке руль машины вращался самостоятельно, а водитель с помощью стрелок на сенсорном дисплее камеры заднего вида выбирал необходимое направление движения. Неудивительно, что американский журнал Time назвал эту систему одним из выдающихся изобретений 2003 года. Спустя несколько лет аналогичная система появилась на флагманском седане Lexus LS.

Весной 2007 года Volkswagen представил серийный компактвэн VW Touran, оснащенный в качестве опции системой Park Assist, разработанной совместно с известной французской компанией Valeo. Она состоит из ультразвуковых датчиков-сонаров, расположенных в бамперах и передних крыльях, а также управляющей электроники. Также в состав Park Assist входит система помощи при старте в гору Hill Hold Control.

Как это работает

Если водитель решил припарковаться на одной из тесных улочек, достаточно нажать кнопку на центральном тоннеле. Условий всего два — двигаться не быстрее 30 км/ч и не далее чем в полутора метрах от припаркованных автомобилей. Как только датчики обнаружат свободное место для парковки (длина машины плюс 1,4 м), на дисплее появится команда остановиться и включить заднюю передачу. После этого руль нужно отпустить и плавно нажать на педаль газа, чтобы машина могла начать движение задним ходом. Электроусилитель будет самостоятельно вращать руль. Как только парктроник подал звуковой сигнал о наличии препятствия, нужно остановиться и включить первую передачу. После этого руль VW повернется самостоятельно на нужный угол. На экране появится предложение продолжить движение, но уже вперед. Так за один или несколько приемов автомобиль втиснется в такое пространство, куда вы сами вряд ли рискнули бы его затолкать.

Систему Park Assist второго поколения научили парковать машину в полуавтоматическом режиме не только вдоль, но и поперек дороги. Для этого необходимо выполнить весь вышеизложенный алгоритм. Крутить руль электроника будет сама с максимальной точностью. Продольная парковка тоже усовершенствована — электронику научили видеть столбики и деревья, а минимально необходимый запас пространства уменьшился с 1,4 до 0,8 м. Но безусловно, следить за экраном камеры заднего вида все-таки надо — так, на всякий случай.

Перспектива

Впрочем, и это требование стало необязательным. Уже есть системы автономной парковки, вообще не предполагающие участия человека. Вы доезжаете до паркинга, покидаете автомобиль, а он отправляется искать место парковки самостоятельно — причем становится не на заранее обусловленное место, а с помощью 12 ультразвуковых датчиков ищет любое свободное пространство. Также самостоятельно авто покидает парковку и забирает хозяина на выезде. Выглядит весьма впечатляюще!

Підпишіться на наш Telegram-канал та Facebook або читайте нас в Google News, щоб нічого не пропустити. А ще ми є у TikTok.