От 3 до 10. Как развивались коробки передач

Коробка передач

Рассказываем краткую историю прогресса автомобильных коробок передач на примере машин, выставленных в музее Skoda.

Автомобильные коробки передач, по легенде, появились благодаря Берте Бенц, супруге создателя первой машины Карла Бенца. Говорят, что именно она после своей знаменитой поездки из Мангейма в Пфорцхайм в 1888 году посоветовала изобретателю оснастить самодвижущийся экипаж коробкой передач для преодоления подъемов, с которыми у первого автомобиля были проблемы. Патент на коробку, похожую на современную велосипедную, принадлежит при этом самому Бенцу. Конструкция, появившаяся на первом автомобиле, была далека от совершенства, и на протяжении вот уже более чем ста лет ее все улучшают и улучшают инженеры из самых разных стран и отраслей. Когда-то обычной была 3-ступенчатая коробка, а сейчас в серии уже есть и 10-ступенчатые. Их, например, используют на автомобилях концернов Ford и General Motors. Это, правда, автоматы.

1906

На первых автомобилях, таких как Laurin & Klement VOITURETTE A, рычаг коробки передач чаще всего располагался по правую руку от водителя, притом что руль на большинстве моделей устанавливали тоже справа. Рядом с переключателем передач на фото – рычаг ручного тормоза. Конкретно у этой модели было три передачи для движения вперед и одна задняя, а рычаг фиксировался с помощью защелки.

1913

Довольно быстро кузова автомобилей стали более закрытыми, но, так как они были достаточно узкими, внутри не хватало места для рычагов. На Laurin & Klement Sg, выпущенном в 1913 году, они также находятся справа. Вместо защелки на рычаге КП появилась кнопка, похожая на те, что мы видим на «ручниках» в современных машинах.

  Эволюция автомобильных фар: от керосиновых до матричных

1929

В 1920-е годы салоны автомобилей стали просторнее, и рычаг коробки передач переместился внутрь автомобиля. В то время в Чехословакии было левостороннее дорожное движение, соответственно, руль у автомобиля Laurin & Klement Skoda 110, выпущенного в 1929 году, располагался справа. Рычаг коробки передач с круглым набалдашником инженеры поместили по центру, то есть он оказывался под левой рукой водителя.

1937

Большинство массовых автомобилей 1930-х годов оснащались по-прежнему 3-ступенчатыми коробками передач, как и купе Skoda Popular Monte Carlo, хотя на машинах высшего ценового сегмента уже начали устанавливать 4-ступенчатые трансмиссии. А еще именно в этот период на рукоятях КП придумали делать гравировки с обозначением номера передачи.

1960

К этому времени рычаг коробки передач переехал с пола на рулевую колонку – это инженерное решение было попыткой сделать автомобиль комфортнее, заменив раздельные сиденья на большой передний диван. Такая компоновка была у любимой многими 21-й «Волги», а на фото – аналогично устроенная Skoda Octavia 1960 года выпуска. Правда, у «Шкоды» было уже четыре передачи, не считая задней, а у «Волги» – три.

  Нужен ли «ручник» в автомобиле с АКП

1966

Впрочем, в Skoda подрулевой переключатель передач не прижился, и уже в 1966 году рычаг переехал обратно на пол – на фото выпущенный в 1966 году компакт Skoda 1000 MB. Но не все автопроизводители поступили так же, как чешская компания. На автомобилях Mercedes рычаг переключения передач остался на рулевой колонке и по сей день.

1989

Линейку автомобилей Skoda 105/120/130 производитель называет революционной с точки зрения переключения передач. Именно Skoda 130 в 1986 году стала первой чешской машиной с 5-ступенчатой трансмиссией. На фото – модель Skoda 125, произведенная в 1989 году, которой впервые достался рычаг не с жесткой пластиковой рукоятью, а с набалдашником из более мягкого пенополиуретана.

1996

Возрожденная Octavia 1996 года стала первым автомобилем Skoda с автоматической трансмиссией. 4-ступенчатая коробка была в новинку для чехов, хотя остальной мир с автоматами был уже неплохо знаком. На автомобилях концерна General Motors полностью автоматические коробки были уже в 1940-х годах, а в конце 1980-х появились и 5-ступенчатые АКП.

2018

Сегодня автомобили Skoda в Европе оснащаются механическими 5- или 6-ступенчатыми коробками, а также «роботами» DSG. В Украине на Skoda доступны и классические гидромеханические АКП. «Механика» же постепенно уходит в прошлое. Среди автомобилей всех брендов в 2018 году машины с МКП пользовались меньшим спросом, чем с другими трансмиссиями. Даже в бюджетном сегменте уже порой «механику» не предлагают вовсе.