Сложно отрицать пользу снижения вредных выбросов для экологии. Однако трудно поверить, что переход на электрическую тягу – самый эффективный способ решения этой задачи. Современные электрокары наглядно нам демонстрируют, почему на нынешнем этапе развития техники очищение не может стоить дешево
Последние два десятка лет автомобили эволюционируют с невероятной скоростью и становятся все сложнее. На двигателях внутреннего сгорания появились системы отключения цилиндров, хитрые устройства наддува, стартеры-генераторы. Параллельно с этим развиваются гибридные силовые установки, сочетающие в себе ДВС и электромоторы. А в последнее время все больше и больше фирм стали разрабатывать машины, работающие на одном электричестве.

Конечно, можно себе представить, что всем тем, что нам сейчас предлагают, мы обязаны прогрессу и пытливым инженерным умам, изобретающим все более эффективные устройства. Однако не сложно заметить, что даже самые дорогие электрокары уступают большинству транспортных средств с традиционными ДВС по запасу хода, а кроме того, требуют гораздо больше времени на «заправку». Тогда к чему все эти эксперименты с электричеством?
Не надо грязи
Формальная причина – резкое ужесточение норм токсичности выхлопных газов. По действующему сегодня в европейских странах регламенту средневзвешенное по модельному ряду количество выбросов CO2 составляет 130 граммов на километр пробега, а с 2021 года нормы предписывают ограничение в 95 граммов. Повсеместное внедрение систем старт-стоп справиться с этой задачей уже не поможет. Неподзаряжаемые гибриды едва вписываются в такие рамки. Для большинства же современных машин будущие правила просто невыполнимы.

При этом санкции для нарушителей весьма суровы. Один лишний грамм выброса углекислого газа будет означать для производителя штраф в 95€ за каждый выпущенный «грязный» экземпляр.
Можно, конечно, попытаться пересадить всех на гибриды. Но для массового покупателя такое удовольствие окажется просто не по карману. В итоге, чтобы остаться в бизнесе и не разориться на штрафах, автомобильные фирмы стали активно развивать тему электрокаров с нулевыми выбросами. Да, многие из них пока еще очень далеки от народа, к примеру, официально представленный в Украине Jaguar I-Pace стоит от 2 млн грн., однако этот кроссовер уже в состоянии привлечь небедных энтузиастов и тем самым помочь фирме снизить средние показатели токсичности.
Вещь в себе
По историческим справкам, подзаряжаемая батарея была изобретена еще в 1803 году, а через 30 лет появился первый электродвигатель. Почему же в XXI веке электромобиль с максимальным паспортным запасом хода в 470 км и минимальным временем зарядки (от 50-киловаттной станции) в два с половиной часа стоит так дорого?

Вовсе не потому, что это ультрамодная игрушка. Электрокар, более-менее близкий по своим качествам к машине с ДВС, устроен гораздо изощреннее. Бак среднестатистического автомобиля вмещает 50–70 л топлива, масса двигателя – 120–150 кг. А блок самых эффективных на сегодняшний день литийионных аккумуляторов суммарной энергоемкостью 90 кВт/ч весит 610 кг. Немалая часть этой массы приходится на прочный стальной корпус, защищающий батареи при аварии, и хладагент системы терморегулирования. Последняя необходима для поддержания оптимальной температуры ячеек в пределах 20–25°С и работает автономно, не важно, находится ли электрокар в движении или припаркован в гараже. Прибавьте к этому инверторы для преобразования постоянного тока батареи в переменный для питания синхронных электрических моторов и контроллер состояния заряда. Чтобы аккумуляторы прослужили гарантийные пять лет, каждые 11 дней происходит балансировка емкости всех их ячеек.

Очевидно, что этот технически сложный и материалоемкий организм никак не может стоить дешево. Однако более бюджетных и одновременно производительных экомобилей человечество пока не придумало.