Телохранитель. Из чего состоит бронированный автомобиль

Согласно третьему закону Ньютона сила действия равна силе противодействия. И пока оружейные компании создают все новые и новые виды оружия, их оппоненты в свою очередь изобретают более совершенные системы и устройства защиты. В том числе на четырех колесах.

Стех пор как китайцы изобрели порох, а Альфред Нобель запатентовал динамит, жизнь VIP-персон существенно осложнилась. Поэтому уже в 20-е годы прошлого века началось создание броне­машин на базе обычных легковушек.
первые броневики

Одним из пионеров этого движения стала компания Daimler, представившая в 1928 году пульман-лимузин Mercedes-Benz Nurburg 460 со специальным бронированием. Стальные сдвижные листы позволяли в случае опасности закрыть все стекла изнутри, а водитель мог следить за дорогой с помощью… перископа.
В 30-е годы компания построила несколько бронированных машин на базе своего флагмана Mercedes-Benz 770. Автомобиль получил усиленные мосты и 200-сильный 7,7-литровый 8-цилиндровый мотор с механическим нагнетателем. Один из таких броневиков отправился в Японию в гараж местного Императора. Его сегодня можно увидеть в фирменном музее компании в Штутгарте.

С приходом к власти нацистов потребность в бронированных машинах резко возросла, особенно после неудачного покушения на Адольфа Гитлера. В компании Daimler была заказана партия Mercedes-Benz 770 нового поколения. Вес бронированного лимузина вырос более чем на тонну (до 5420 кг), что, однако, не мешало 230-сильному мотору разгонять машину до 80 км/ч.

Были бронированные лимузины и в Советской России. Сталин и ряд особо приближенных к «отцу народов» лиц использовали для передвижения бронированные лимузины ЗИС-115. Первый из 32 экземпляров был изготовлен в 1948 году по специальному заказу правительства СССР и представлял собой ЗИС-110 с бронезащитой, броне­стеклами, усиленной конструкцией шасси и специальными шинами. Революционным решением ЗИС-115 стала особая система бронирования — бронекапсула, которая представляла собой единую оболочку из брони, обшитую снаружи кузовными панелями. Броня для ЗИС-115 предварительно обстреливалась на полигоне. Эта уникальная конструкция перекочевала и на другие правительственные лимузины.

  Как из старых покрышек строят новые дороги

Сегодня немногие автопроизводители предлагают готовые бронированные версии своей серийной продукции, обычно автомобилей высокого класса — на других лица, которым требуется охрана, не ездят по определению. Daimler выпускает широкую гамму Mercedes-Benz семейства Guard, BMW AG — автомобили серии High Security. Кроме того, существует еще несколько независимых компаний, которые занимаются бронированием автомобилей. Среди них наиболее известны американская O’Gara Hess & Eisenhardt, построившая еще в 1949 году бронированный лимузин для Гарри Трумэна, немецкая Euracom, бельгийская Carat Duchatelet и швейцарская Rijck AG, продукция которой «уходит» преимущественно в страны Ближнего Востока.

Как это делается?

Процесс бронирования автомобилей включает в себя изготовление основных кузовных бронедеталей, ручную сборку кузова с усилением основных несущих элементов, окраску кузова и антикоррозийную защиту для дальнейшего бронирования, установку защитных стекол, композитного противоосколочного покрытия пола и деталей и так далее. Высокая степень защиты достигается за счет усиленных элементов, изготовленных из специальной стали и стеклопластиковых композитов. Кстати, бронирование обеспечивает дополнительную безопасность и при возникновении ДТП.

  Как инновации влияют на внешность автомобиля

Любой каприз…

Каждый «броневик» строится по индивидуальному заказу в условиях строгой секретности. В списке опций может быть самое разнообразное оборудование для комфорта и безопасности. Для обеспечения надежной коммуникации используется специальное переговорное устройство. С помощью скрытых микрофонов и громкоговорителей пассажиры могут общаться с внешним миром, не открывая двери и окна. В состав спецоснащения входят, кроме того, система сигнализации, срабатывающая в случае атаки на автомобиль, огнетушитель с датчиком температуры для тушения пожара в подкапотном пространстве и под автомобилем, а также датчики раздражающего газа для защиты пассажиров от газовых атак. Начиная с определенной концентрации газа активизируется защита салона: окна автоматически закрываются, задействуется система замков с центральным управлением, закрываются клапаны наружного воздуха, отключается вентиляция. Дополнительный вентилятор приточного воздуха снабжает пассажиров воздухом для дыхания при закрытой подаче воздуха снаружи. Большинство современных бронированных легковушек оснащены шинами типа Runflat, которые позволяют двигаться на скорости до 80 км/ч даже при полной потере воздуха.

В списке опций тоже есть много интересного — держатель флага, ружейный ящик в центральной консоли для хранения двух автоматов, внешний прибор для подачи опознавательных световых сигналов и многое другое.