Верховная Рада взялась за проблемы электротранспорта

Верховная Рада взялась за проблемы электротранспорта

В Верховной Раде зарегистрированы законопроекты, предусматривающие налоговые стимулы производителям и покупателям электромобилей. На этот раз — не только легковых.

Автомобилисты помнят, что в Верховной Раде предыдущего созыва с изрядной периодичностью появлялись инициативы для поддержки электромобильности. Часть из них стала законами: до сих пор действует льготная растаможка импортных легковых электрические авто, а вскоре владельцы «электричек» начнут получать специальные номерные знаки зеленого цвета.

Однако не все удалось реализовать до прошлогодних выборов. И это при том, что наработок, созданных совместно с активистами, представителями автодилеров, заводов-производителей автотранспорта и комплектующих, операторами зарядной инфраструктуры накопилось немало. Теперь все они собраны в двух документах авторства народного депутата Роберта Горвата, известного «Законом 3251» (который в свое время дал старт импорту легковых авто с пробегом), поддержаны более 30 нардепами из разных фракций, и уже зарегистрированы в Верховной Раде под номерами 3476 и 3477.

Что в законопроектах?

Покупатели легковых электромобилей (это касается только физических лиц) с 2026 по 2030 год не будут платить сбор в Пенсионный фонд (за первую регистрацию) и получат право на налоговую скидку по НДФЛ (налог на доходы физических лиц). Сумма скидки не будет превышать размера уплаченных налогов за год, однако, если авто покупается в кредит, эта скидка будет возобновляться каждый год, пока происходят выплаты банку. Механизм похож на тот, что применяется при получении налоговой скидки по НДФЛ при переоборудовании автомобиля для работы на газовой смеси (установка ГБО), или возврате части денежных средств, уплаченных за образовательные услуги.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Под Киевом построят завод автомобильной электроники

Также предложено до 31.12.2025 освободить от уплаты НДС (налога на добавленную стоимость) все импортные электрические машины (легковые, грузовые, автобусы, спецтранспорт, кроме трамваев и троллейбусов). Предусмотрены изменения и для украинских производителей электротранспорта, причем, не только легкового.

Что предлагают бизнесу:

  • До 01.01.2029 освободить от ввозной пошлины компоненты, которые будут использоваться для собственного производства электрических автобусов, грузовиков, легковушек и спецтехники.
  • До 31.12.2028 освободить от НДС импорт компонентов для производства электротранспорта, а также оборудование, которое нужно для самого производства.
  • До 31.12.2033 освободить от налога на прибыль предприятия (только в части, которая непосредственно касается доходов от производства, связанного с электротранспортом), производящих двигатели для электротранспорта. Также сюда попадают производители литий-ионных и литий-полимерных аккумуляторов для электрических ТС, зарядные станции для них и, собственно, производители готового электротранспорта (автобусов, легковых автомобилей, грузовиков, спецтехники).
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Украина возобновила импорт бензина из России

Временные рамки установлены для того, чтобы льготы для отдельных направлений бизнеса, как импорт и производство, работали для поддержки и не вредили друг другу. Конечные сроки действия стимулов, которые приходятся на 2028-2033 года, предусмотренные по двум причинам. Первая – такого времени, чтобы бизнес уверенно встал на ноги, вполне достаточно. Вторая – за 10 лет электротранспорт должен стать основным сегментом, вытеснив пока преобладающие машины с двигателями внутреннего сгорания. Поэтому после того, как бизнесы воспользуются льготами, вполне справедливо им начать платить налоги в казну в полном объеме.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Mazda начала производство электрокроссовера MX-30

Также, после приобретения статуса законов этими проектами, Правительство получит обязательство разработать Государственную программу развития электрического транспорта, компонентов изделий для него и обустройство соответствующей инфраструктуры. Кроме этого, до 2030 года доля электротранспорта в публичных закупках должна составлять не менее 50% (это те, что происходят для нужд государства или территориальных общин).

Упомянутые инициативы, создание которых началось еще несколько лет назад совместно со всеми участниками рынка электротранспорта, призваны предоставить возможность гражданам покупать электромобили всех видов дешевле, а производителям — начать и наладить внутреннее производство всех видов электрического транспорта: автобусов, грузовиков, легковушек и спецтехники. А крупное производство – это новые рабочие места, необходимые государству и украинцам, новые источники налоговых поступлений, и новые экологически безопасные авто, которые начнут менять устаревший парк имеющейся техники. И к тому же они будут иметь табличку «Сделано в Украине».