Faraday Future: А есть ли будущее?

187
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (оценок: 1, средняя: 5,00 из 5)
Загрузка...
Faraday Future

Весной 2014 года стартапу Faraday Future пророчили чуть ли не судьбу «убийцы Tesla». Мол, новый игрок настолько перспективен, что Илону Маску стоит насторожиться. И вот спустя три года в гонке по подъему на холм (Pikes Peak) электрический кроссовер FF 91 установил рекорд. Что говорит этот результат о Faraday Future?

Трассу длиной 20 километров Faraday Future FF 91 с Робином Шуте за рулем (главным инженером проекта) прошел за 11 мин 25,083 с, что на 23 секунды быстрее, чем время, показанное в прошлом году Tesla Model S 90D. Этот результат, а еще эмблема, стилизованная под лого Stealth, – самые впечатляющие на данный момент достижения Faraday Future. Ведь ни запланированной к строительству фабрики, ни сотрудничества с Aston Martin, ни налаженного серийного выпуска первой модели – ничего этого до сих пор нет. А слова Faraday Future о том, что в гонке Pikes Peak они установили новый рекорд среди серийных электромобилей, не соответствуют действительности: кроссовер FF 91 был заявлен в классе экспериментальных образцов, поскольку его производство стартует в лучшем случае в следующем году.

Вообще в истории с Faraday Future такое количество странностей, ошибок и выброшенных на ветер денег, что выглядит все это как игра взрослых дядек в машинки. Судите сами: компания, никогда не занимавшаяся выпуском автомобилей, решила расположить в пустыне в депрессивном регионе США завод стоимостью миллиард долларов, на котором 4,5 тысячи работников должны бы­ли строить 5-метровый 4-местный (!) электрический кроссовер мощностью, эквивалентной 1050 л.с., со стартовой динамикой 2,4 с, запасом хода 700 км и функциями автономного движения и парковки.

В принципе, если бы три года назад эти планы озву­чили любому более или менее сведущему человеку, он бы рассмеялся – мол, что за сказки? При этом прямая аналогия с гигафабрикой Tesla в пустыне в том же штате Невада не может служить аргументом в пользу Faraday Future: к тому моменту, когда было начато строительство гигафабрики, эксперименты Илона Маска с электромобилями едва не привели к банкротству. Запуская столь масштабный проект, Маск имел серьезный опыт и знал, на что идет.

Что же касается фантастического плана Faraday Future, то именно так видел ближайшее будущее своего проекта Цзя Юэтин – китайский миллиардер, основатель холдинга LeEco и главный (но не единственный) инвестор Faraday Future. Главой компании был назначен инженер Ник Сэмпсон, имевший опыт инженерной и руководящей работы в Lotus и Tesla. Больше того, достоверно известно, что руководство Faraday Future переманивало специалистов отовсюду, откуда могло: в числе «пострадавших» от хедхантеров китайско-американской компании значились BMW, Samsung, Tesla и другие. А дальше начались странности…

Стив Джобс как-то сказал: «Не имеет смысла нанимать толковых людей, а затем рассказывать им, что делать; мы нанимаем умных людей, чтобы они могли рассказать нам, что делать». Цзя Юэтин поступил с точностью до наоборот. В результате 2016 год Faraday Future начала не с презентации ходового прототипа будущей модели, а с дебюта электрического концепта FFZero1 на выставке Consumer Electronics Show. Несложно представить себе реакцию потенциальных покупателей, которые ждали машину, максимально близкую к серийной, а увидели летающую тарелку на ко­лесах.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Педалируем правила. Памятка велосипедиста
Шоу-кар FFZero1 оказался «летающей тарелкой на колесах». Слишком фантастическим, чтобы быть правдой. Публика, естественно, не восприняла его всерьез

Положение попытались исправить: в феврале 2016-го был подписан меморандум о сотрудничестве с Aston Martin, результатом которого должна была стать серийная версия электрического Rapide. Кроме того, в дальнейшем компании планировали совместно работать над другими моделями и информационно-развлекательными системами. И лишь в апреле 2016 года в пустыне, в 15 километрах от Лас-Вегас-Стрип, состоялась торжественная закладка первого камня фабрики, на которой должны были собирать Faraday Future. К тому моменту стартапу исполнилось 2 года.

Крайне спорная стратегия руководства компании привела к тому, что в июле 2016 года из Faraday Future начал уходить топ-менеджмент. А в ноябре 2016-го в СМИ попало пи­сьмо Цзя Юэтина работникам LeEco, в котором миллиардер сообщил, что в связи с интенсивной политикой поглощений (одна покупка медиакомпании Vizio за 2 млрд долларов чего стоит!) холдинг испытывает финансовые проблемы. Затем и генеральный подрядчик строительства, американская компания AECOM, остановила работу. В декабре 2016-го из компании ушел CEO Динг Леи. Но, несмотря на все эти «приключения», в январе нынешнего года на выставке потребительской электроники Consumer Electronics Show в Лас-Вегасе парни из Faraday Future все-таки представили ходовой прототип своего электрического кроссовера FF 91.

Машина построена на модульной платформе VPA (Variable Platform Archi­tec­ture). Благодаря трем электро­моторам мощностью 350 л.с. каждый (один заведует передней осью и два – на каждое из задних колес) суммарная отдача прототипа составляет 1050 л.с., а разгон до первой «сотни» занимает всего 2,4 секунды. Плюс великолепная управляемость, комфорт на уровне моделей премиум-класса и уникальные возможности использования Интернета. Благодаря аккумуляторной батарее мощностью 130 кВт/ч запас хода у FF 91 составляет 700 км по циклу NEDC. А дозарядка от сети 240 В на 50% емкости занимает 4,5 часа. 10 камер, 12 сенсоров, 13 радаров и один LIDAR помогают FF 91 передвигаться в автономном режиме.

Никто не спорит – интересная концепция и впечатляющие характеристики. Вот только на месте будущего производства по-­прежнему пустыня, без малейшего намека на заводские корпуса или хотя бы возобновление их строительства. А сам прототип отказался двигаться с мес­та, когда Цзя Юэтин во время презентации попытался убрать машину со сцены с помощью мобильного приложения. Что, впрочем, не помешало компании сообщить, что за 36 часов после презентации машины на нее было собрано 64 тысячи заказов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Тест-драйв Mercedes-Benz E-Class All-Terrain

Знакомый маркетинговый трюк – после премьеры Tesla Model 3 сообщалось о том, что за 3 дня на самую демократичную модель марки собрано 250 000 заказов. Но такие «заказы» имеют одну особенность: существенная их часть – это, по сути, бесплатные, ни к чему не обязывающие заявки. А реально внести 1000 долларов предоплаты за Model 3 согласилось всего несколько сотен человек. По данным источников в Faraday Future, их дебютант собрал еще меньшую «кассу» – около 60 заказов, подкрепленных деньгами.

Тогда же были озвучены планы собрать первые 300 экземпляров кроссовера FF 91 в ноябре текущего года. Речь идет о первой партии Alliance Edition, доступной клиентам, которые внесли предоплату в размере 5000 долларов. При этом ни окончательной стоимости машины, ни точной даты начала производства и поставок парни из Faraday Future не озвучили. Лишь сообщили, что это произойдет в 2018 году.

Откровенные промахи в менеджменте и нехватка финансирования – это лишь видимая часть айсберга, за которой скрывается большая политика: с конца прошлого года правительство Китая стало ревностно относиться к крупным зарубежным инвестициям, взяв все такие проекты под контроль. Между тем, по данным Bloomberg, Цзя Юэтин уже инвестировал в проект порядка 300 млн долларов.

Оказавшись между молотом и наковальней, Цзя Юэтин принял решение прекратить финансирование Faraday Future, хотя вряд ли его интерес к проекту иссяк. Надежду вселяет то, что в марте финансовым директором Faraday Future был назначен бывший топ-менеджер Deutche Bank и финансовый директор BMW Стефан Краузе. Буквально через пару недель после его появления в Faraday Future стало известно, что в LeEco решили продать свою недвижимость в Кремниевой долине, купленную в прошлом году у Yahoo. К тому же в мае этого года Юэтин ушел с поста гендиректора LeEco, оставшись при этом председателем правления холдинга. Возможно, эти перестановки в руководстве материнской структуры и в самом Faraday Future помогут ему преодолеть тот «идеальный шторм», в который попал стартап.

Есть ли будущее в таких обстоятельствах у Faraday Future? Для понимания необходимых инвестиций, сложностей на этапе запуска и вывода новой модели на рынок стоит вспомнить, что в октябре прошлого года от идеи выпуска собственного беспилотного автомобиля сначала отказались в Apple, а в декабре и в Google. Выходит, дело не только в финансировании.

Кстати, в апреле 2016 го­да Цзя Юэтин представил на автошоу в Пекине концепт электрического седана LeSEE. Кроме того, холдинг LeEco инвестировал в другой стартап – Lucid Motors, планирующий разрабатывать и выпускать батареи для чемпионата Formula E. Похоже, у господина Юэтина и его компаньонов есть и запасной план.