Faraday Future: А есть ли будущее?

602
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (оценок: 1, средняя: 5,00 из 5)
Загрузка...
Faraday Future

Весной 2014 года стартапу Faraday Future пророчили чуть ли не судьбу «убийцы Tesla». Мол, новый игрок настолько перспективен, что Илону Маску стоит насторожиться. И вот спустя три года в гонке по подъему на холм (Pikes Peak) электрический кроссовер FF 91 установил рекорд. Что говорит этот результат о Faraday Future?

Трассу длиной 20 километров Faraday Future FF 91 с Робином Шуте за рулем (главным инженером проекта) прошел за 11 мин 25,083 с, что на 23 секунды быстрее, чем время, показанное в прошлом году Tesla Model S 90D. Этот результат, а еще эмблема, стилизованная под лого Stealth, – самые впечатляющие на данный момент достижения Faraday Future. Ведь ни запланированной к строительству фабрики, ни сотрудничества с Aston Martin, ни налаженного серийного выпуска первой модели – ничего этого до сих пор нет. А слова Faraday Future о том, что в гонке Pikes Peak они установили новый рекорд среди серийных электромобилей, не соответствуют действительности: кроссовер FF 91 был заявлен в классе экспериментальных образцов, поскольку его производство стартует в лучшем случае в следующем году.

Вообще в истории с Faraday Future такое количество странностей, ошибок и выброшенных на ветер денег, что выглядит все это как игра взрослых дядек в машинки. Судите сами: компания, никогда не занимавшаяся выпуском автомобилей, решила расположить в пустыне в депрессивном регионе США завод стоимостью миллиард долларов, на котором 4,5 тысячи работников должны бы­ли строить 5-метровый 4-местный (!) электрический кроссовер мощностью, эквивалентной 1050 л.с., со стартовой динамикой 2,4 с, запасом хода 700 км и функциями автономного движения и парковки.

В принципе, если бы три года назад эти планы озву­чили любому более или менее сведущему человеку, он бы рассмеялся – мол, что за сказки? При этом прямая аналогия с гигафабрикой Tesla в пустыне в том же штате Невада не может служить аргументом в пользу Faraday Future: к тому моменту, когда было начато строительство гигафабрики, эксперименты Илона Маска с электромобилями едва не привели к банкротству. Запуская столь масштабный проект, Маск имел серьезный опыт и знал, на что идет.

Что же касается фантастического плана Faraday Future, то именно так видел ближайшее будущее своего проекта Цзя Юэтин – китайский миллиардер, основатель холдинга LeEco и главный (но не единственный) инвестор Faraday Future. Главой компании был назначен инженер Ник Сэмпсон, имевший опыт инженерной и руководящей работы в Lotus и Tesla. Больше того, достоверно известно, что руководство Faraday Future переманивало специалистов отовсюду, откуда могло: в числе «пострадавших» от хедхантеров китайско-американской компании значились BMW, Samsung, Tesla и другие. А дальше начались странности…

Стив Джобс как-то сказал: «Не имеет смысла нанимать толковых людей, а затем рассказывать им, что делать; мы нанимаем умных людей, чтобы они могли рассказать нам, что делать». Цзя Юэтин поступил с точностью до наоборот. В результате 2016 год Faraday Future начала не с презентации ходового прототипа будущей модели, а с дебюта электрического концепта FFZero1 на выставке Consumer Electronics Show. Несложно представить себе реакцию потенциальных покупателей, которые ждали машину, максимально близкую к серийной, а увидели летающую тарелку на ко­лесах.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Renault EZ-GO. Кокон для города
Шоу-кар FFZero1 оказался «летающей тарелкой на колесах». Слишком фантастическим, чтобы быть правдой. Публика, естественно, не восприняла его всерьез

Положение попытались исправить: в феврале 2016-го был подписан меморандум о сотрудничестве с Aston Martin, результатом которого должна была стать серийная версия электрического Rapide. Кроме того, в дальнейшем компании планировали совместно работать над другими моделями и информационно-развлекательными системами. И лишь в апреле 2016 года в пустыне, в 15 километрах от Лас-Вегас-Стрип, состоялась торжественная закладка первого камня фабрики, на которой должны были собирать Faraday Future. К тому моменту стартапу исполнилось 2 года.

Крайне спорная стратегия руководства компании привела к тому, что в июле 2016 года из Faraday Future начал уходить топ-менеджмент. А в ноябре 2016-го в СМИ попало пи­сьмо Цзя Юэтина работникам LeEco, в котором миллиардер сообщил, что в связи с интенсивной политикой поглощений (одна покупка медиакомпании Vizio за 2 млрд долларов чего стоит!) холдинг испытывает финансовые проблемы. Затем и генеральный подрядчик строительства, американская компания AECOM, остановила работу. В декабре 2016-го из компании ушел CEO Динг Леи. Но, несмотря на все эти «приключения», в январе нынешнего года на выставке потребительской электроники Consumer Electronics Show в Лас-Вегасе парни из Faraday Future все-таки представили ходовой прототип своего электрического кроссовера FF 91.

Машина построена на модульной платформе VPA (Variable Platform Archi­tec­ture). Благодаря трем электро­моторам мощностью 350 л.с. каждый (один заведует передней осью и два – на каждое из задних колес) суммарная отдача прототипа составляет 1050 л.с., а разгон до первой «сотни» занимает всего 2,4 секунды. Плюс великолепная управляемость, комфорт на уровне моделей премиум-класса и уникальные возможности использования Интернета. Благодаря аккумуляторной батарее мощностью 130 кВт/ч запас хода у FF 91 составляет 700 км по циклу NEDC. А дозарядка от сети 240 В на 50% емкости занимает 4,5 часа. 10 камер, 12 сенсоров, 13 радаров и один LIDAR помогают FF 91 передвигаться в автономном режиме.

Никто не спорит – интересная концепция и впечатляющие характеристики. Вот только на месте будущего производства по-­прежнему пустыня, без малейшего намека на заводские корпуса или хотя бы возобновление их строительства. А сам прототип отказался двигаться с мес­та, когда Цзя Юэтин во время презентации попытался убрать машину со сцены с помощью мобильного приложения. Что, впрочем, не помешало компании сообщить, что за 36 часов после презентации машины на нее было собрано 64 тысячи заказов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Toyota RAV4. Скульптура тела

Знакомый маркетинговый трюк – после премьеры Tesla Model 3 сообщалось о том, что за 3 дня на самую демократичную модель марки собрано 250 000 заказов. Но такие «заказы» имеют одну особенность: существенная их часть – это, по сути, бесплатные, ни к чему не обязывающие заявки. А реально внести 1000 долларов предоплаты за Model 3 согласилось всего несколько сотен человек. По данным источников в Faraday Future, их дебютант собрал еще меньшую «кассу» – около 60 заказов, подкрепленных деньгами.

Тогда же были озвучены планы собрать первые 300 экземпляров кроссовера FF 91 в ноябре текущего года. Речь идет о первой партии Alliance Edition, доступной клиентам, которые внесли предоплату в размере 5000 долларов. При этом ни окончательной стоимости машины, ни точной даты начала производства и поставок парни из Faraday Future не озвучили. Лишь сообщили, что это произойдет в 2018 году.

Откровенные промахи в менеджменте и нехватка финансирования – это лишь видимая часть айсберга, за которой скрывается большая политика: с конца прошлого года правительство Китая стало ревностно относиться к крупным зарубежным инвестициям, взяв все такие проекты под контроль. Между тем, по данным Bloomberg, Цзя Юэтин уже инвестировал в проект порядка 300 млн долларов.

Оказавшись между молотом и наковальней, Цзя Юэтин принял решение прекратить финансирование Faraday Future, хотя вряд ли его интерес к проекту иссяк. Надежду вселяет то, что в марте финансовым директором Faraday Future был назначен бывший топ-менеджер Deutche Bank и финансовый директор BMW Стефан Краузе. Буквально через пару недель после его появления в Faraday Future стало известно, что в LeEco решили продать свою недвижимость в Кремниевой долине, купленную в прошлом году у Yahoo. К тому же в мае этого года Юэтин ушел с поста гендиректора LeEco, оставшись при этом председателем правления холдинга. Возможно, эти перестановки в руководстве материнской структуры и в самом Faraday Future помогут ему преодолеть тот «идеальный шторм», в который попал стартап.

Есть ли будущее в таких обстоятельствах у Faraday Future? Для понимания необходимых инвестиций, сложностей на этапе запуска и вывода новой модели на рынок стоит вспомнить, что в октябре прошлого года от идеи выпуска собственного беспилотного автомобиля сначала отказались в Apple, а в декабре и в Google. Выходит, дело не только в финансировании.

Кстати, в апреле 2016 го­да Цзя Юэтин представил на автошоу в Пекине концепт электрического седана LeSEE. Кроме того, холдинг LeEco инвестировал в другой стартап – Lucid Motors, планирующий разрабатывать и выпускать батареи для чемпионата Formula E. Похоже, у господина Юэтина и его компаньонов есть и запасной план.