Готовим аккумулятор к зимнему сезону

Залог успешного запуска двигателя зимой — исправный и заряженный аккумулятор. О некоторых способах его диагностики и правильном уходе расскажем далее.

С приходом холодов принципиально важно уделить внимание АКБ – иначе сделать это придется уже после того, как двигатель запустить не удастся, и планы на день окажутся сорванными. Некоторые мероприятия можно провести самостоятельно – например, проверить напряжение на клеммах аккумулятора, натяжение приводного ремня генератора… Если батарея обслуживаемая, желательно проконтролировать уровень и плотность электролита – для этого откручивают крышки всех банок АКБ и замеряют плотность ареометром.

Однако все эти действия подразумевают определенную техническую грамотность владельца авто. Упаси вас бог одновременно взяться за обе клеммы аккумулятора, случайно пролить электролит на одежду или кожу. А уж заметить недостаточное натяжение ремня гораздо сложнее, нежели провисание бельевой веревки. Поэтому неудивительно, что большинство автолюбителей предпочитают доверить проверку батареи сотрудникам сервиса.

Ищем причины

В арсенале сервисменов есть более серьезные средства для диагностики АКБ. Они могут выяснить, как ведет себя батарея под на­грузкой, выдает ли она
заявленный пусковой ток… Если заметны какие-либо отклонения в работе аккумулятора, лучше здесь же попробовать разобраться с их причинами. К примеру, причин быстрого разряда АКБ может быть несколько. Не исключено, что в сети автомобиля существуют утечки – их довольно просто найти при диагностике. А вот с саморазрядом уже ничего не поделаешь – аккумулятор придется менять. При пониженном уровне электролита опять-таки необходимо выяснить, произошло ли это вследствие естественных процессов или причиной стал перезаряд от генератора. Словом, проверка АКБ – это комплекс мер.

Зарядку батареи сетевым устройством следует проводить хотя бы раз в год — самостоятельно или в сервисе

Диагностика аккумулятора так же, как и контроль давления в шинах или уровня масла в картере, должна носить профилактический характер. Основная ошибка наших водителей как раз и состоит в том, что «креститься» они начинают уже после того, как «грянул гром».

Современные тестеры делают заключение о пригодности аккумулятора по целому ряду параметров

Понятно, что летом и осенью даже дышащая на ладан батарея будет без проблем запускать двигатель каждое утро. Но в холодное время года нагрузка на АКБ значительно возрастает. Вращение стартера при отрицательных температурах – это лишь один из факторов. Сюда стоит добавить и другие: к примеру, большое количество потребителей энергии (приходится включать различные подогревы, активно использовать отопитель), короткий световой день (чаще зажигаем фары), меньшую скорость движения (плохие условия для зарядки). Вот тут-то и станет ясно, сможет ли АКБ обеспечить нормальную эксплуатацию автомобиля.

Прослужит долго

Каких-либо четких сведений по ресурсу и срокам замены батарей не дают даже производители. Все потому, что ресурс сильно зависит от условий эксплуатации.
Каким же образом обеспечить аккумулятору долгую «жизнь»? Прежде всего содержать в исправности бортовую сеть, не допуская ни пере-, ни недозаряда. Впрочем, и другие системы автомобиля должны быть исправны — если для пуска двигателя приходится каждый день по несколько минут крутить коленвал стартером, век АКБ будет недолог.

Простейшая проверка состояния обслуживаемой АКБ — замер плотности электролита ареометром

При разряде батареи (например, после неудачной серии зимних пусков двигателя) зарядить ее нужно как можно скорее. Для этого лучше использовать автоматические устройства, способные самостоятельно регулировать силу тока и отключаться по достижении нужного результата. В обслуживаемом аккумуляторе необходимо перед зарядкой проверить уровень электролита и довести его до нормы, долив дистиллированной воды. Не надейтесь, что «севшую» батарею способен полноценно зарядить генератор за час поездки по Киеву.

Необслуживаемые батареи не требуют долива дистиллированной воды в банки. Да и первичная диагностика их проста: если «глазок» в корпусе зеленый, значит, все в порядке, если белый, пора на зарядку

Для того, чтобы исключить вероятность разрядки автомобиля при стоянке, желательно подключать дополнительные потребители энергии только к тем ветвям, которые обесточиваются при выключении зажигания. Напрямую (в обход замка) можно запитывать лишь охранные или иные устройства, которые должны работать в ваше отсутствие.

При выборе новой батареи необходимо учесть рекомендации производителя автомобиля. Банальная покупка АКБ большей емкости положительного эффекта не даст

Наконец, поверхность АКБ и ее клеммы необходимо содержать в чистоте — это позволит исключить утечку тока и саморазряд. И не забудьте надежно закрепить аккумуляторную батарею на площадке под капотом — вибрации ей противопоказаны.

Лучше, да не всегда

Наиболее совершенными на сегодняшний день можно считать необслуживаемые аккумуляторные батареи — за счет низкого газовыделения и саморазряда они служат дольше, к тому же, как следует из названия, не требуют пристального внимания. Однако их герметичность не всегда на руку автовладельцу. Если ваш автомобиль уже далеко не нов и проблемы с ним случаются частенько, целесообразнее купить обычный обслуживаемый аккумулятор, в который в случае чего можно долить воды и поднять плотность раствора электролита зарядкой. Необслуживаемые батареи менее пригодны для реанимации.

Соблюдай полярность

При покупке новой батареи, помимо прочих характеристик, следует учесть расположение полюсных выводов. У батареи с прямой полярностью минусовая клемма находится справа, с обратной полярностью — слева.

Гарантия не поможет

Как и любой другой товар, АКБ имеет гарантию производителя. Заводской брак встречается не только в дешевых изделиях, но и в продукции известных европейских производителей. Как правило, недоделки проявляются в течение полугода с момента начала эксплуатации, так что сроки гарантии не так принципиальны (в любом случае они не меньше года).

Бракованные аккумуляторы ремонту не подлежат — их просто меняют. Однако для того, чтобы случай признали гарантийным, придется предоставить в специализированный сервисный центр не только саму батарею, но и автомобиль для диагностики. Если выход из строя АКБ был обусловлен неисправностями генератора, реле-регулятора напряжения и прочих элементов энергосистемы, в бесплатной замене могут отказать.

Підпишіться на наш Telegram-канал та Facebook або читайте нас в Google News, щоб нічого не пропустити.