Многие люди с наступлением тепла начинают усиленно заботиться о своей форме, чтобы к купальному сезону выглядеть на все сто. Надо ли говорить, что автомобиль, отработавший всю зиму в экстремальных условиях, также нуждается в весенней «подтяжке»? Чтобы разобраться, почему следует серьезно отнестись к сезонным работам в весенний период, мы выделили пять основных пунктов
Подвеска
Ходовая часть автомобиля за время зимней эксплуатации получает просто колоссальный ущерб – помимо влияния температур, попадания снега, грязи, реагентов и влаги на детали подвески влияет состояние (лучше сказать отсутствие) дорог. А приход весны только усугубляет проблему, и после очередной «пойманной» ямы водитель просто вынужден посетить автосервис.
Последствия
Автомобиль, у которого амортизирующие свойства каждого колеса отличаются друг от друга, работает наперекос, и иногда его масса удерживается лишь на пружинах. Это делает транспортное средство непредсказуемым в управлении, существенно увеличивает тормозной путь и может привести к заносу, вылету с дороги и даже опрокидыванию. То же можно сказать и о неисправных шарнирных соединениях, неполадках рулевого управления. «Сбитые» параметры настроек углов развала-схождения колес отразятся на ходовых качествах и вызовут повышенный износ резины.
Рекомендации
Cкрупулезную диагностику должны пройти рулевые тяги и рулевая рейка, шаровые шарниры, сайлентблоки, ШРУСы, карданные соединения, подшипники. Стоит также уделить внимание амортизаторам – нередко после зимы они полностью вырабатывают свой ресурс, даже если визуально на них не наблюдается потеков. Проблемы с амортизаторами на наших дорогах наблюдаются даже у совершенно новых автомобилей – из-за технических недоработок их приходится менять уже в первый год эксплуатации. В любом случае не стоит оттягивать посещение СТО до появления стука или ждать, когда машину начнет вести в сторону. Лучше принять превентивные меры, избежав тем самым многих проблем.
Тормоза
Тормозная система, как ни крути, – одна из ключевых систем безопасности в автомобиле, поэтому недоглядеть за ней нельзя. В зимний период тормозная система работает более активно, за счет чего увеличивается износ тормозных колодок, возникает большая нагрузка на тормозные цилиндры и шланги. Рабочая температура тормозов повышается и приводит к выкипанию тормозной жидкости.
Последствия
Не замененные вовремя колодки приводят к преждевременному износу и замене дисков, а езда с потрескавшимися шлангами или на старой тормозной жидкости может привести к отказу тормозов.
Рекомендации
Тормозная система по весне должна быть полностью диагностирована. Особое внимание нужно уделить тормозной жидкости – по причине своей гигроскопичности (способности впитывать влагу) «тормозуха» стремительно теряет свои свойства из-за контакта с воздухом. Такая жидкость усиленно выкипает и ведет к коррозии тормозных механизмов изнутри. По той же причине жидкость для долива должна храниться в герметично запечатанной бутылке. Замена рекомендована строго по регламенту – 2 года или 60 000 км пробега, а при помутнении или осадке даже раньше.
Кузов
Наиболее губительно на механизмах и лакокрасочном покрытии кузова сказываются частые перепады температур и их экстремальные значения, а также попадание на поверхность влаги и грязи с последующим замерзанием. Оголенные до металла участки кузова ржавеют от постоянного воздействия грязи и агрессивных реагентов, которые накапливаются во многих труднодоступных местах.
Последствия
Нерегулярная и поверхностная мойка автомобиля – одна из основных причин усиленной коррозии.
Рекомендации
В начале весны важно сделать тотальную мойку автомобиля – вымыть днище и добраться до всех труднодоступных мест и щелей, тщательно очистить салон, багажник, по необходимости и подкапотное пространство. Особое внимание следует обратить на повреждения лакокрасочного слоя – их нужно обработать спецсредствами или покрасить.
Шины
О необходимости замены шин знают все. Но, несмотря на то что прошли уже времена тотального распространения всесезонок, ряд водителей нещадно эксплуатирует шины, что называется, «до победного конца». Конечно, риск эксплуатации зимних шин в теплую погоду несравним с ездой на летних по снегу, но он все же есть.
Последствия
Езда на зимних шинах в теплую погоду обернется их повышенным износом. Чем выше температура и скорость, тем менее стабильна зимняя шина. Помимо того что автомобиль начнет «плавать» по дороге, существенно увеличится и тормозной путь.
Рекомендации
Чтобы обеспечить оптимальный уровень безопасности, рекомендуется переходить на летнюю резину при постоянной среднесуточной температуре воздуха не ниже +7°С. Если есть вероятность наступления ночных заморозков или потепление кратковременно, со сменой шин стоит повременить.
Аккумулятор
Аккумуляторная батарея вовсе не «перпетуум-мобиле», как иногда думают о нем автовладельцы. Даже для совершенно нового аккумулятора зимняя эксплуатация – это условия работы на пределе возможностей. Количество потребителей энергии батареи зимой существенно возрастает. Даже стабильный зимний пуск становится экстремальным для АКБ. Поэтому нередко заряд батареи восполняется не полностью, и весной аккумулятор продолжает пребывать в состоянии хронического недозаряда.
Последствия
Сокращение ресурса АКБ, возможен непредвиденный глубокий разряд и невозможность движения.
Рекомендации
Проверять заряд аккумулятора и периодически подзаряжать его для поддержания оптимального уровня. Особое внимание уделять смазке и состоянию клемм.
Ограничиваться лишь этими пятью пунктами в проведении межсезонного техобслуживания не стоит, ведь проблемы каждого автомобиля индивидуальны. И если автомобиль уже доехал весной до автосервиса, желательно попросить механика провести полную диагностику. В таком случае к предыдущим работам добавится осмотр подкапотного пространства на предмет утечек и с целью обнаружения неисправностей, проверка уровня и состояния жидкостей, тестирование диагностическим сканером. Не стоит забывать обслуживать и системы комфорта – печку, кондиционер, гидроусилитель руля.
Если попытаться уместить рекомендации по весеннему техобслуживанию в один тезис, звучать он может так: весенние траты на автомобиль сравнимы с инвестицией. По сути, мы вносим небольшую плату авансом, чтобы избежать больших рисков и серьезных повреждений.
Ко
мментарий
Денис Извеков,
руководитель технического департамента SK Lubricants (производитель смазочных материалов ZIC)
Часто автомобилисты, особенно неопытные, теряются в догадках: следует ли менять моторное масло при подготовке автомобиля к теплому сезону? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно учитывать несколько важных моментов.
Если автомобиль используется круглогодично и постоянно, без длительных простоев, то моторное масло не нужно специально менять «после зимы». В таком случае следует поменять масло по рекомендованному производителем автомобиля сроку или пробегу.
Совсем другое дело, когда на машине мало или совсем не ездят зимой. Несмотря на то что автомобиль стоит, масло в картере контактирует с окружающим воздухом и потихоньку окисляется. Еще хуже маслу становится от конденсации воды при перепадах температур. За длинную зиму моторное масло может потерять большую часть водорастворимых присадок, что существенно скажется на остатке его ресурса. Поэтому, если вы ставите автомобиль на зиму на стоянку или в гараж, лучше поменять масло перед сезоном активной эксплуатации.
За помощью в выборе подходящего моторного масла следует обратиться к инструкции по эксплуатации автомобиля или к квалифицированным специалистам.