Внешне этот электрический ситикар выглядит скорее как герой современного анимационного фильма, но именно с его помощью Google намерена в корне изменить концепцию личного автотранспорта.
Закономерно, что именно компания, разработавшая внешне самый простой «поисковик» — поисковая строка на белом фоне, — изобрела и простейший автомобиль. У него нет педали тормоза, и педали газа тоже. Заднее сиденье? Нет. Про магнитолу и говорить нечего. Перчаточный ящик? Зеркало заднего вида? Ни к чему!
Но главное, нет того, без чего автомобиль немыслим, не может существовать, детали, без которой автомобиль — не автомобиль. Нет руля. С автомобилями Google Car роднят разве что четыре колеса, которые вращает электромотор: максимальная скорость не превышает 40 км/ч. По словам основателей Google Сергея Брина и Ларри Пейджа, разработанное в Маунтин-Вью средство передвижения предназначается «для тех, кто на сегодняшний день не нашел подходящего ответа на свои нужды в части личного транспорта», то есть для людей с ограниченной мобильностью, которые наконец получили возможность перемещаться независимо. Это автомобиль, который приезжает по телефонному звонку и сам везет человека, куда тот прикажет, — своеобразное такси. В этом свете становится понятна мысль Трэвиса Каланика, основателя американской таксокомпании Uber, который рассыпается в похвалах гуглокару, в анфас напоминающему коалу: «Я всем сердцем влюблен в автомобили, которые едут сами. Услуги Uber дороговаты, потому что шофер без денег за руль не сядет. А если можно обойтись без шофера, пользоваться нашим сервисом выйдет дешевле, чем ездить на своей машине».
Практической работой по созданию гугломобиля руководит Кристофер Урмсон. Его высказывания дают полное понимание философии проекта: «Иметь собственный автомобиль бессмысленно: это ресурс, потенциал которого используется всего на 5%. Хуже вложить собственные деньги просто не во что. На дороге же автомобиль создает трафик, попадает в аварии: за рулем сидит человек, поэтому гарантировать стопроцентную сосредоточенность и внимание невозможно». До конца понять, как Google видит будущее, непросто. Несмотря на огромные суммы, вложенные в проект за все эти годы, несмотря на потенциально революционный характер идеи, ни в одном интервью, ни в одной публикации о проекте беспилотного автомобиля (равно как и о реализованных в нем технических решениях) ответа на этот вопрос не найти. Похоже, что Google не намерена ограничивать собственные задумки лишь услугами городского таксомотора. Скорее, компания намеревается в корне изменить саму концепцию личного автотранспорта, где центральное место отводится человеку, владеющему автомобилем, — именно такой подход обеспечивал и обеспечивает процветание автомобильной индустрии. Отказаться от нее намного сложнее, чем кажется.
Узел ответственности
Переход от «электронных помощников», над которыми работают все, и в первую очередь немецкие инженеры, к полному отстранению человека, сидящего за рулем, тянет за собой шлейф проблем, решить которые в одиночку компании Google не под силу. Не вдаваясь в технические особенности (делать это пока рано, поскольку речь идет не о готовом продукте, а всего лишь о прототипе), рассмотрим для начала три момента. Первый из них —это инфраструктура. Все автомобили на дороге должны двигаться одинаково, в противном случае обеспечить безопасность, что является одной из важнейших задач, будет невозможно. Значит, необходимо создать с нуля транспортную систему, в которой трафик, создаваемый взаимно понятным и взаимодополняющим движением транспортных средств, регулировался бы неким искусственным интеллектом, способным свести все риски, связанные с перемещением из пункта A в пункт B, к нулю. Сколько в мире стран, которые могут позволить себе подобное? Наверное, разговор можно вести лишь о лидерах мировой экономики. А все остальные?
Известно, что одним из наиболее серьезных препятствий для автомобилей, способных в той или иной мере двигаться без участия водителя, стал вопрос об ответственности в случае дорожно-транспортного происшествия. Сегодня надежность техники приближается к 99%, но что делать с одним отстающим процентом? Сама концепция человеческого общества, все его атрибуты — законы, обычаи, этические нормы — основаны на рациональном использовании сознательности окружающих людей. Интеграция в это уравнение некоего механического элемента, сколь бы он ни был совершенен, автоматически приведет к глобальному пересмотру сложной системы, которая регулирует нашу с вами жизнь.
Отказ от свободы
Наконец, пожалуй, важнейший момент во всей истории — социальное воздействие гугломобиля, если он станет реальностью. Ведь для перевода проекта в индустриальную плоскость калифорнийской компании потребуется соответствующий партнер, а найти такого непросто. Автомобили без водителя — совсем не то, что называют автономным автомобилем (в последнем случае все равно требуется присутствие за рулем человека), однако их разработчики забывают, что автомобиль — отнюдь не просто средство передвижения.
Это воплощение желаний и наклонностей каждого определенного человека, его амбиций: о них говорят модель, цвет, объем двигателя, тип кузова. Автомобиль —это статус, своя маленькая вселенная, в которой человек хочет жить собственной жизнью. Это синоним свободы и независимости. Концепция гугломобиля пока несет в себе отказ от всего перечисленного. И готов ли человек быстро измениться ради принятия гугломобиля, который, по сути, отринет всю историю автомобилестроения и философию владения автомобилем?