Что делать, если автомобиль стал потреблять больше топлива

Покупая автомобиль, мы интересуемся его экономичностью. А купив, забываем о том, что реальный расход топлива зависит не только от конструкции и настроек двигателя, но и от владельца машины, ее водителя. Что же делать, если автомобиль стал потреблять больше топлива?

Во времена карбюраторных двигателей правильная настройка системы питания была настоящим искусством. С приходом инжекторов и электронного управления у автовладельцев стало гораздо меньше проблем: уже не надо крутить винты количества и качества смеси, регулировать поплавок в камере карбюратора. Все делает компьютер, и сомнений в его способностях нет ни у одного нормального автовладельца. Но значит ли это, что о системе питания можно просто забыть?

На индикатор не надейтесь

Теоретически-то, конечно, можно, но в этом случае проблемы не заставят себя долго ждать. Ведь любая техника нуждается в обслуживании — тем более сложная система управления двигателем, работа которой построена на информации от десятков датчиков. Многие уверены, что в случае каких-либо неполадок электроника сама привлечет к себе внимание включением индикатора Check Engine на панели приборов. Но, увы, делает она это лишь в крайних случая­х.

Проблемы с двигателем зачастую можно обнаружить по косвенным признакам. Вырос расход топлива или ухудшилась динамика — значит, есть повод съездить на диагностику. Не стоит думать, что состав топливовоздушной смеси всегда оптимален, поскольку рассчитан блоком управления двигателя. Его вполне могли «ввести в заблуждение». Достаточно лишь одному датчику (например, расходомеру воздуха или лямбда-зонду) начать давать неправильные показания, и работа системы в целом будет нарушена. При этом в системе не возникнет никаких ошибок: владелец автомобиля будет благополучно ездить, не подозревая о том, что расплачивается дополнительными литрами топлива за нежелание провести профилактику или ремонт.

Иногда автовладельцы просят перебрать АКП, обвиняя ее в некорректной работе. Им и в голову не приходит, что это лишь следствие нарушений в работе двигателя

Более того, иногда хозяева машины и даже сервисмены, обнаружив определенные отклонения в поведении автомобиля, начинают грешить на что угодно, только не на реальный источник проблем. В любой компании по ремонту автоматических трансмиссий вам расскажут о случаях, когда клиенты жаловались на работу АКП и даже готовы были оплатить ее переборку, в то время как коробка была полностью исправна. Виновником же становился, к примеру, регулятор давления в топливной магистрали: при его неправильной работе двигатель не способен развивать полную мощность, в результате АКП дольше удерживает пониженный диапазон, и возникает ощущение, что именно коробка работает некорректно.

Какая уж тут экономия…

Самое интересное, что многие автовладельцы нежелание заняться ремонтом объясняют отсутствием денег или привычкой экономить. При этом они даже не подозревают, как много переплачивают за свою беспечность. К примеру, засоренные форсунки, которые не обеспечивают качественный распыл, не только становятся причиной повышенного расхода топлива (что уже само по себе дополнительные расходы), но и приводят к увеличению нагрузки на свечи и катушки зажигания, каталитический нейтрализатор. Как результат, может выйти из строя дорогостоящий нейтрализатор, стоимость которого порой составляет несколько тысяч гривен. При этом промывка инжектора обойдется всего-то в пару сотен и займет не больше часа.

Здесь хотелось бы лишний раз посоветовать владельцам автомобилей придерживаться рекомендаций по обслуживанию автомобиля, разработанных его производителем. Но, увы, и это не гарантирует отсутствие проблем.

Наглядный пример тому — ситуация с воздушными фильтрами, которые предписано менять через 10–15 тыс. км. Конечно, в провинциальном европейском городе этот ресурс вполне реален, но в сельской местности или в условиях пыльных дорог украинских городов фильтрующий элемент может потребовать замены и через вдвое более короткое время. Но никто не торопится «лишний раз» покупать новый фильтр. В итоге двигатель работает в условиях воздушного голодания, нарушается нормальный процесс смесеобразования, возрастает расход топлива, а это опять лишние траты, о которых авто­владелец и не подозревает.

Так что не будем зацикливаться на рекомендациях производителя: обращайте внимание на любые отклонения в работе автомобиля, не думайте, что достаточно возить его на обслуживание раз в год, чтобы избежать проблем. Не делайте поблажек на пробки, температуру воздуха за бортом, лучше лишний раз провести диагностику или проконсультироваться с сервисменами, убедившись в отсутствии проблем. Пусть сейчас зима, но это не повод мириться с не прогревающимся до рабочей температуры двигателем. А вдруг заклинило термостат? Между прочим, даже на близких к рабочим температурах (скажем, 80⁰С вместо 97) мотор расходует на 10–15% больше топлива. Никто не протрубит вам о неисправности, а вы покорно будете переплачивать за каждый километр пробега.

Підпишіться на наш Telegram та Facebook або читайте нас в Google News, щоб нічого не пропустити.