Что такое ESP и почему она важна

Швидкі посилання згорнути

ESC, ASC, VSC… Как только не кличут автопроизводители систему стабилизации. Мы по привычке называем ее ESP, именно так некогда окрестили ее создатели – инженеры концерна Bosch. С 2014 года в странах Евросоюза ESP перестала считаться дополнительным оборудованием. Европейцы, и не только они, на законодательном уровне включили ESP в стандартную комплектацию всех новых автомобилей.

Прежде всего давайте определимся, что такое ESP и как система работает. Задача программы электронной стабилизации ESP – выполнять все функции антиблокировочной и противобуксовочной систем с одновременной стабилизацией автомобиля посредством притормаживания отдельных колес. Иными словами, ESP мгновенно регистрирует начало заноса, реагирует на него, уменьшая мощность двигателя и целенаправленно притормаживая одно или несколько колес, тем самым этот занос предотвращая. В результате автомобиль остается на выбранной водителем траектории.

У системы есть плюсы и минусы. Сегодня новые автомобили оснащаются системами, которые работают очень быстро, эффективно и, главное, ненавязчиво. А кроме того, имеют настройки по уровню «строгости». ESP удачно борется с недостаточной поворачиваемостью, имитируя работу межколес­ного дифференциала. Еще один плюс системы – будучи включенной в базовое оборудование автомобиля, она дает инженерам возможность сделать шасси более острым, то есть склонным к избыточной поворачиваемости.

Среди минусов ESP – повышенный износ тормозных колодок и стоимость самой системы, если, конечно, пару-тройку сотен евро считать чрезмерной платой за сохраненную жизнь. Не секрет, что ESP иной раз вселяет в водителя ложную самоуверенность. Впрочем, в числе прочих факторов, вселяющих эту самоуверенность, ESP далеко не на первых позициях. Согласитесь, шипы, полный привод и даже банальный шильдик Subaru зачастую оказываются большими провокаторами. А еще водители, особенно наиболее продвинутые из них, часто ругают неотключаемые ESP, которые мешают при маневрировании в снегу, в песке или на топком грунте. Поэтому на рынке остается все меньше машин без заветной кнопки ESP OFF.

Что же касается украинского рынка и представленных на нем автомобилей с ESP, то можно смело утверждать, что система уже обосновалась даже в наиболее бюджетных классах.

Кстати…

Родившийся в Голландии изобретатель системы курсовой устойчивости Антон ван Зантен возглавлял исследовательскую группу немецкого концерна Bosch на про­тяжении 25 лет. Впервые система ESP вошла в состав штатного оборудования в 1995 году на модели Mercedes-Benz S600. На сегодня только в Европе система ESP спасла тысячи жизней и помогла пред­отвратить сотни тысяч дорожно-транс­портных происшествий. Так что в общемировом масштабе изобретение голландца переоценить очень трудно. Спасибо ему!

Підпишіться на наш Telegram та Facebook або читайте нас в Google News, щоб нічого не пропустити.